Предисловие. В связи с эскалацией насилия в школах, проблемами с пониманием этических и религиозных норм, возрастающей слабостью концентрации детей и подростков

В связи с эскалацией насилия в школах, проблемами с пониманием этических и религиозных норм, возрастающей слабостью концентрации детей и подростков, многочисленными нарушениями способности к обучению и кризисами развития, чрезвычайно остро стоит вопрос о том, насколько родители и учителя способны справиться с этими многочисленными проблемами. Целью Колиско–конференции является открытие общественной дискуссии, которая откроет перспективы решения этих многочисленных проблем путем экономного использования сил и педагогических средств.

Более чем в 50 странах на всех континентах было основано около 900 вальдорфских школ и 1600 детских садов. Кроме того, эта педагогика подарила государственным и частным школам множество идей по поводу обучения, которое последовательно ориентируется на условия развития ребенка. Штайнер все время подчеркивал, что мнения, касающиеся воспитания, должны естественным образом возникать из рассмотрения сущности развивающегося ребенка. За прошедшее время были разработаны и доказаны многие аспекты, подтверждающие плодотворность этого подхода. Но все же для того, чтобы доказать самоочевидность этого высказывания на примере конкретного школьного дня, требуется определенная инициативность и усилия, особенно перед лицом стремительно меняющихся жизненных обстоятельств.

Что же послужило поводом для основания вальдорфской педагогики и появления ее названия? Когда Эмиль Мольт, глава сигаретной фабрики Вальдорф Астория, сразу же после окончания Первой мировой войны попросил основателя антропософии Рудольфа Штайнера основать школу для детей рабочих его фабрики, для Штайнера это явилось поводом к созданию педагогического концепта последовательно ориентированного на оздоровление детей. При этом речь шла не о том, что послевоенные дети страдали от множества заболеваний, включая недоедание, обусловленное войной и послевоенным периодом. Штайнер хотел решить вопрос о том, насколько воспитание в целом связано с развитием и укреплением здоровья. Поэтому учреждение штатной должности «врача вальдорфской школы» явилось чем-то самим собой разумеющимся. Доктор медицины Ойген Колиско, которого пригласил сам Штайнер. согласился возложить на себя эту задачу. Штайнер говорил о нем: Я считаю большой удачей вальдорфской школы то, что у нас в коллегии учителей есть собственный школьный врач, член учительской коллегии. Др. Колиско, профессионально занимающийся вопросами здоровья, является врачом и одновременно с этим выполняет в учительской коллегии обучающую функцию. Поэтому все то, что связано с телесным аспектом детей, может быть полностью и гармонично включено в процесс преподавания и воспитания. А это (...) именно то, что необходимо: образование наших учителей, развиваясь, должно включить в себя все то, что связано со здоровьем и болезнью ребенка.

Послевоенной проблематике в Германии 1919 года сегодня соответствуют последствия переедания и недостатка движения в западном мире, серьезные проблемы с питанием в слаборазвитых регионах Африки, Южной Америки и тихоокеанского пространства, а также эпидемические инфекционные заболевания, прежде всего – ВИЧ–инфекция, которой, например, в Южной Африке поражено 12,5% учителей. К этому добавляются проблемы окружающей среды, а также неизмеримый вред, причиняемый травмированием душевной области переживаниями насилия, непонимания, заброшенности, сексуальных злоупотреблений, впечатлений из Интернета и СМИ, а также последствиями чрезмерных увлечений компьютерными играми. Какая бы из перечисленных проблем ни затрагивала ребенка, всегда возникает один и тот же вопрос: как можно использовать проводимое в школе время для того, чтобы передать детям и подросткам как можно больше здоровых импульсов? Как научить педагогов, терапевтов, врачей и родителей таким образом работать вместе, чтобы дети чувствовали себя принимаемыми, понятыми и ощущали поддержку соответствующих их возрасту потребностей? Как сделать так, чтобы душевному и духовному развитию детей уделялось столь же большое внимание, как и развитию интеллекта и физической ловкости?

Следует работать с концепциями и педагогическими подходами, которые соответствуют различным условиям и потребностям развития отдельных стран. Необходимо образование, которое наряду с работоспособностью и интеллектом помогает развить оптимизм, мужество, ответственность и так называемые навыки социальной компетентности. Помощь в этом и внесение своего конструктивного вклада в эту область является важной задачей вальдорфской/штайнеровской педагогики. Рудольф Штайнер сформулировал это следующим образом: Социальный вопросэто педагогический вопрос, а педагогический вопросэто вопрос медицинский. Здоровым образом мыслить о личностно–культурном и социально–экономическом развитии столь же необходимо, как и строить воспитание на таких ценностях, как правдивость, исполненный любви интерес и уважение личного достоинства ребенка. Представленные в этом сборнике статьи не только освещают часто задаваемые в данной области вопросы, но и показывают подходы к их решению и перспективы работы. При этом в первую очередь речь идет о том, чтобы обеспечить качество и осмысленность учебного материала, выбрать из всего множества то, что в данный момент является существенным для данных учеников и соответствует уровню их развития. Особое место при этом занимает статья, посвященная проективной геометрии, которая пока что является малоизвестной, но тем не менее весьма перспективной областью знаний. Здесь сделана попытка краткого изложения этого предмета в историческом аспекте, а также в аспекте развития сознания и оздоровления. Мы благодарим Петера Сельга и Элизабет фон Кюгельхен за разрешение включить в данный сборник в сокращенном виде их биографические исследования, посвященные первому школьному врачу вальдорфской школы Ойгену Колиско и вальдорфскому лечебному педагогу Карлу Шуберту. Также мы сердечно благодарим всех авторов и помощников, благодаря которым появился этот сборник, среди прочих Барбару Иллеманн, которая помогала при его составлении и редакции. Мы надеемся, что представленные здесь точки зрения станут стимулом и мотивацией читателя к дальнейшей самостоятельной работе.

Дорнах, 30 марта 2006 года Михаэла Глёклер

Педагогическая и Медицинская секция Гетеанума Стефан Лангхаммер

Кристоф Вихерт



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: