Китайская письменность

Китайская иероглифическая письменность – исключительное явление

среди современных письменностей. Это единственная иероглифическая

письменность мира, которая была изобретена за полтора тысячелетия до н.э.

и продолжает существовать в наши дни.

Иероглифическая письменность пригодна для любого исторического

состояния языка. Теоретически иероглифы универсальны: они могут быть

использованы для письма на любом языке. Практически же иероглифы

оказались наиболее пригодными для изолирующих слогоморфемных языков.

Иероглиф не зависит от его чтения, он может иметь любое количество

чтений в соответствии с числом языков, которые пользуются этим письмом.

Китайская традиционная история письма начинается с эпохи первых

мифических императоров Фу Си и Шэньнуна. В то время для записи

сообщений использовались шнуры с узелками, зарубки на деревянных

бирках и триграммы. Культурная функция этих героев – создание условных

знаков для обозначения реальных предметов.

Далее, согласно мифу об изобретении письма, последовала эпоха

императора Хуанди. В годы его правления придворный историограф Цан Цзе

создал нынешнюю иероглифическую письменность. На мысль о создании

иероглифов его навели следы птиц на прибрежном песке. Он понял, что для

создания графического знака, обозначающего предмет, не обязательно

рисовать сам предмет – для его идентификации достаточно одного условного

знака, отличного от других. Иероглифы Цан Цзе были условными изображениями предметов, поэтому назывались. «изображение,

орнамент», в дальнейшем стали создаваться более сложные знаки, состоящие

из нескольких таких рисунков..

По данным археологии ранняя история китайской письменности

начинается с насечек на керамических сосудах, обнаруженных при раскопках

неолитических культур Китая. Насечки по форме представляют собой линии,

пересекающиеся под разными углами. По технике исполнения – это черты, нанесенные заостренным предметом на необожженные, иногда обожженные

керамические изделия.

Однако глина как регулярный материал для письма не получила в Китае

распространения. Часто для обычных письменных документов в империи

Шан использовались деревянные дощечки. Самым древним сохранившимся

до наших дней материалом для письма в то время являются панцири черепах

и лопаточные кости крупных млекопитающих, которые использовались в

ритуале гадания.

Первым источником сведений о древнейшем периоде развития

китайской письменности являются надписи на гадательных костях, большое

число которых было обнаружено при раскопках иньского городища –

развалин последней столицы династии Шан. Как явствует из содержания

гадательных надписей на костях, в ритуале принимали участие трое:

правитель государства Шан, гадатель и писец, который записывал на них

вопросы и ответы. Надписи по большей части нацарапаны на поверхности и

лишь немногие нанесены тушью или лаком. Вопросы в гадательных

надписях были кратки, ответы стандартны, однако по именам предков,

которым они были адресованы, и по именам гадателей, записанным на

гадательных костях, можно было определить последовательность

гадательных текстов во времени, установить имена правителей последних

трех столетий правления династии Шан, а также события в государстве и

семье правителя, отраженные в вопросах к предкам.

Данные археологии свидетельствуют, что иньское письмо

использовалось не только в ритуальных текстах. При раскопках иньского

городища были также обнаружены изделия из керамики, камня, яшмы с

надписями тем же письмом, что и на гадательных костях, нос некоторыми

отличиями в начертании. В истории графики иньского письма различаются

периоды крупных и мелких знаков, тщательного и небрежного их

начертания. По мере расширения содержания надписей для обозначения

новых слов, вовлекаемых в письменный язык, требовались новые знаки.

Поэтому общей тенденцией развития графической структуры иньского

письма является и постепенное усложнение знаков. Знаки иньского письма

не были примитивными изображениями одного или нескольких предметов.

Они состоят из графических элементов, которые достаточно четко

выделяются в их составе. Пиктограммы обычно состоят из одного

графического элемента, который выступает как графический символ

некоторого предмета. Идеограммы – из двух и большего числа графических

элементов. Фонограммы – не менее, чем из двух графических элементов.

Дальнейшая история китайского письма связана с крушением империи

Шан и образованием империи Чжоу, которая правила Китаем с 1122 по 249

гг. до н.э. В новой империи Чжоу шанская культура была усвоена с

необходимыми изменениями. Письменность Чжоу была создана на основе

иньской. При династии Чжоу сформировалась школьная традиция Китая,

которая сыграла важную роль в истории китайской письменности и которая

сложилась как важная составная часть китайской культуры. Образование

молодого поколения правителей государства было делом всех мудрых

правителей древности. Первая школа была создана при дворе правителей

Чжоу, предназначалась для детей придворных сановников. Долгое время

школа входила в состав придворных учреждений. Предметами обучения

были «6 искусств»: ритуалы, музыка, стрельба из лука, управление

колесницей, счет, письмо. Во времена восточной Чжоу уже были люди, для

которых знание письма было профессией. Они были хранителями

письменности и обеспечивали ее бесперебойное функционирование на

протяжении всей его истории. Ученые советники императора формулировали

официальные требования к знаниям иероглифической письменности,

которые предъявлялись на экзамене на государственную должность. Они же

составляли пособия и словари, где были собраны иероглифы с толкованиями

и значений и звучания.

Графический стиль знаков в надписях раннего периода Чжоу сохраняет

основные признаки иньского письма, но тонкие линии иньского письма, процарапанные на мягком органическом материале, сменяются толстыми

линиями на литых бронзовых предметах. По своей семантической структуре

письменность эпохи Чжоу мало отличается от иньской. Были унаследованы

основные пиктографические знаки и идеограммы. Графические функции

пиктограмм изменились: наряду с автономным использованием они чаще

всего стали выступать как семантические элементы сложных знаков.

Письменность эпохи Чжаньго (481-249 гг. до н.э.) представлена в

текстах на разных материалах для письма: на бронзовых изделиях, монетах,

украшениях, печатях, керамике. Камне, шелке, деревянных планках.

Величина текстов и их содержание меняется. Происходит переход от

лаконичных надписей на бронзе, камне, керамике к длинным текстам

исторического, философского, естественнонаучного содержания на

деревянных планках и на шелке.

Государство Цинь в 224 г. до н.э. объединило под своей властью шесть остальных китайских государств. В 218 г. до н.э. была проведена реформа

письменности... «писать одинаковым письмом». Были составлены

списки, содержащие свыше трех тысяч иероглифов в унифицированном

начертании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: