Модель «А» описания личности

Из этих восьми элементов, выстроенных в определенном порядке, формируется модель каждого личностного типа. Модель имеет название «А», потому что создана Аушрой Аугустинавичуте. Порядок полного описания личностного типа в символах таков:

1. Ведущая способ-ность 2.реали-зационная способ-ность Блок ЭГО «Эго» латынь — «Я» русский. Эго — это центр, стержень, главная часть личности. Проявляя себя на ЭГО, человек ведет себя, как «Взрослый», уверенный в себе человек.
4 болевая способ-ность 3 ролевая способ-ность Блок СУПЕРЭГО «Суперэго» — то, что выше меня, то, что дается мне от семьи, от школы, от общества. Проявляя способности Суперэго, человек ведет себя, как подросток, неуверенно оглядываясь на других.
  6. рефе-рентная способ-ность   5. суггес-тивная способ-ность Блок СУПЕРИД «Суперид» — то, что выше моего тела, здоровья, силы, то, что определяет состояние моего «Ид». Человек проявляет свои способности по Суперид как ребенок 7-12 лет, то есть неуверенно.
7. фреймовая способ-ность 8. автопи-лотная способ-ность Блок ИД «Ид» — мое тело, здоровье — болезнь, сила — бессилие, все мои дела — поступки. Человек проявляет свои сильные седьмую и восьмую способности как ребенок до семи лет, то есть очень неуверенно, слабо осознавая, что делает.
Интроверты (I) Экстраверты (E)
Воспринимающие (P) Решающие (Y) Воспринимающие (P) Решающие (Y)
Чувств. (F) Логик (T) Чувств. (F) Логик (T) Чувств. (F) Логик (T) Чувств. (F) Логик (T)  
инт сенс инт сенс инт сенс инт сенс инт сенс инт сенс инт сенс инт сенс  
INF ISF INT IST IFN IFS ITN ITS ENF ESF ENT EST EFN EFS ETN ETS  
                                 
                               
                                         

На первом месте помещается ведущая, наиболее сильная способность, стержень личности. Она хорошо осознанна и в наибольшей степени обеспечена энергетически. Человек уверен в этой своей способности и творчески стремится реализовать это качество для всех. И делает это обычно с чувством удовлетворения. Из-за всего, причиной чего является эта способность — не стесняются и не краснеют. Как получаемая, так и отдаваемая ей информация является наиболее полной и объективной. Ее задача — фильтровать через себя всю разнообразную информацию, чтобы организовать личность определенным образом для глубокой связи с объективным миром. Другие каналы тоже способны воспринимать и выдавать информацию, но в меньшем объеме.

На втором месте помещается способность, через которую гибко и адекватно реализуется основное свойство личности. Она не менее сильна, чем ведущая, но не создает и не разрушает стереотипов, гибко и адекватно реагируя на реальное положение вещей. Она мощна, хорошо осознана. Заметна тенденция «блеснуть», «покрасоваться» ею. Есть желание через нее привлечь внимание, показать способности, удивить, восхитить. Ее задача — служить созданию нового для себя и других, того, что привлекает, радует. Это — новые выводы, решения, произведения, методы, требующие положительной оценки. Если кто-то не согласен с этим «новым», то появляются тенденции к конфликту.

Оценки — практично (непрактично), красиво (некрасиво), сильно (слабо), быстро медленно), правильно (неправильно), добро (зло), поднимающее (опускающее) настроение, способное (неспособное)— это все творчество второй функции оценивающего человека.

Третий элемент — ролевой, защитный, который во многих ситуациях (например, при встрече) выдвигается личностью на первый план, чтобы защитить от первого удара ведущий элемент. Он является при этом противоположным ведущему элементу. Например, если вы психолог, то при встрече с клиентом вам недостаточно только сопереживать. Так вы долго не «протянете». Поэтому вы защищаетесь логикой: «Какого уровня развития проблема у клиента?»; «С какого уровня целесообразно начать помощь?»; «Какого он психологического типа?»; «Как лучше использовать его индивидуальность?», «Нет ли у него нарушений иерархии?» и т.д. Со временем, годам к сорока, она может развиваться так, что становится по силе сравнимой с ведущей.

Этот элемент исключительно раздражителен к чему-то неприятному или излишнему. ETS — «Штирлиц», например, раздражается на разные неуместные звуки, или звуки случайно падающих вещей. ENF — Дон Жуан раздражается при виде ненормальностей во внешнем виде, например, при виде наклейки на лице человека.

Четвертый — болевой, самый уязвимый элемент, точка наименьшего сопротивления (ТНС), является противоположным реализационному элементу. Его можно узнать, послушав, чего человек хочет, когда жалуется, осуждает кого-то. Человек не выносит давления по этой функции. Постоянно требует защиты и заботы. Если человек сознательно не развивает эту функцию, или если нет личности дополняющей по этой функции, то любая критика, двусмысленность приводят в недоумение, выводят из равновесия, травмируют, ведут к акцентуациям характера и психическим заболеваниям. Если же человек сознательно развивает эту функцию, особенно если он дополняется дуалом, то она становится основой творческих поисков.

Каждый тип на удары по ТНС реагирует своим криком о помощи, самообороной. Человек, не понимая ни в чем именно его упрекают, ни как себя вести, может свою слабость«возводить в степень», иногда вплоть до психопатологии. Смысл этой «защиты» — крик о помощи к миру, чтобы появился «дуал» и поддержал. Вот примеры «сигналов о помощи», которые собраны Аушрой Аугустинавичуте:

ОЛ — «Я еще глупее, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным».

ОЧ — «Яеще хуже и бестактнее, чем вы думаете. И никто мне не нужен».

ОС — « Я еще более слабый и больной, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным» (заболевания параноидного или истероидного типа).

ОИ — «Мне еще более страшно от всего того, что может произойти, но я ничего не предприму для изменения положения».

СЛ — «Я не только не знаю, что и как делать, но не могу и не хочу знать».

СЧ — «А у меня вообще нет и не было никаких эмоций. А эмоции других мне тем более не нужны».

СС — «Я не только не красив, но мне это и не нужно. Нет жизненных целей (или объектов любви), да они мне и не нужны».

СИ — Кому какое дело до моих способностей? Не хочу и не стараюсь их развивать».

Эти примеры усреднены, так как в каждом случае подразумеваются два типа. Допустим, пример с более подходит к ENFP, чем к ESFP.

Пятый элемент — суггестивная, дуальная способность обозначает то, какую информацию необходимую для гармонизации личности с благодарностью человек принимает некритически. Это то, по поводу чего человек не имеет своего мнения, к чему не проявляется интерес. Волю и мнение других в этой области воспринимает без критики, как само собой разумеющееся. При отсутствии этой воли у ближних чувствует незащищенность, тревожность, ненужность, чувство, что не любим. Может обижаться на тех, кто в вопросах, связанных с пятой функцией, требует своего мнения, ответственности, самостоятельных решений.

Позитивная информация ведет к гармонизации, удовлетворению, а негативная информация ведет к витальному, физическому угнетению.

Шестой элемент — референтная способность (рефери — судья, reference — справка, ссылка). От нее в большей степени зависит настроение человека, жизненный тонус. В соответствии с этим элементом человек производит глобальную оценку любых жизненных явлений. Однако эта оценка верна лишь в целом, деталей же данный элемент «не различает», в результате чего референтное оценивание иногда оказывается ошибочным.

Седьмой элемент — фреймовый (английское «frame» — рамка), который указывает, на что личность сразу отзывается подсознательно; человек как бы показывает: «Смотрите, как я восприимчив, как я ценю эти качества! Я охотно буду общаться на данную тему с любым, кто готов к этому».

Эта же способность указывает на то, что требует человек от окружения и в какие рамки поведения он хочет входить сам, хотя часто не может. Его действие является сильным, погашая проявления даже ведущей, во всяком случае в плане телесных ощущений.

Если человек не получает поддержки по этой способности от окружающих, то, чувствуя неспособность сознательно раскрывать эту способность, бессознательно включает ролевую — третью способность, которая по отношению к фреймовой, является дуальной.

Восьмой — автопилотный элемент, являясь наименее осознаваемым, надежно и постоянно выполняет свою задачу. Личность проявляет мало истинного интереса, не задумывается сознательно о соответствующей способности, но настолько уверена в своих силах по ней, что не страшится никаких трудностей. Более того, она социально ориентирована: она рассчитана на то, чтобы «вести» окружающих людей. Поэтому на автопилотную функцию можно полагаться спокойно. Однако, именно эта способность наиболее ярко проявляется в личности при психических расстройствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: