По разделу «игра»

Главная цель работы учителя-дефектолога состоит в том, чтобы в результате систематических занятий у его воспитанников сформировался сложный механизм игры, включающий в себя на высших ступенях ее развития воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение.

Проводить занятия по обучению сюжетно-ролевой игре следует не в кабинете учителя-дефектолога, а в групповой комнате, в игровом уголке, где дети чувствуют себя в привычной игровой ситуации. При этом педагог должен быть для детей более опытным товарищем по игре, который много умеет и может этому научить их. Привычный для педагога стиль общения с детьми на занятиях — деловой и строгий — заменяется мягкой, эмоциональной и доверительной манерой общения.

Важно, чтобы дети приняли педагога как партнера по играм, почувствовали его заинтересованность в игре, в них самих как участниках игры.

На разных этапах обучения учитель-дефектолог ведет себя с детьми по-разному, в зависимости от того, какая педагогическая задача решается им в этот период. Поскольку первоначальное обучение предполагает формирование у детей активного интереса к игрушкам и действий с ними, педагог выступает в процессе занятия как организатор детской деятельности, от него исходит инициатива в выборе и игрушек, и действий с ними. Задача педагога заключается в том, чтобы увлечь детей игрой настолько, что подсказанные им действия не будут восприниматься ими как навязанные. Этому способствует прежде всего эмоциональное выполнение взрослым игровых действий, его собственная увлеченность игрой. Понятно, что это требует от педагога особых качеств. С одной стороны, он должен оставаться взрослым, руководящим обучением детей, а с другой — уметь вставать на место ребенка, смотреть на происходящее его глазами.

В обучении детей старшего возраста позиция учителя-дефектолога существенно меняется. Учитывая то, что дети приобрели уже собственный игровой опыт и способны к самостоятельному развертыванию игры, педагог берет на себя функции партнера, их старшего товарища.

Обучая детей новым способам игры, педагог не должен забывать о том, что для них игра остается игрой. Цель педагога — научить детей определенному способу игры (например, использовать для сооружения лодки элементы строителя, куски картона и другие материалы), а детям хочется интересно, по-новому играть. У старшего товарища, партнера по игре дети учатся действовать с новыми объектами, в новых бытовых ситуациях.

Организуя обучение умственно отсталых дошкольников игре, педагог-дефектолог должен учитывать как общие для этой категории детей особенности деятельности, так и индивидуальные.

Среди участников игр всегда есть дети, у которых значительно снижен уровень речевого развития. Они предпочитают играть молча, почти не обращаясь к партнерам по игре. Попытки педагога побудить их к высказываниям, как правило, приводят к тому, что дети перестают играть вообще, замыкаются, или возникает негативная реакция в ответ на предложение взрослого. Тактика педагога в отношении таких детей должна состоять в максимально доброжелательном к ним отношении, стремлении к контактам, исключающим речевое общение. Ни в коем случае не следует требовать от детей обязательного речевого сопровождения своих игровых действий, ставить их игры в зависимость от степени их «разговорчивости».

В практике иногда случается, что педагоги-дефектологи, стремясь использовать игровую ситуацию для максимальной активизации речи детей, запрещают им брать игрушку, если они при этом не называют ее, исключают их из игр-драматизаций, -

объясняя это тем, что ребенок плохо говорит, и т. п. Такое отношение педагога к ребенку, испытывающему не по своей вине речевые затруднения, является совершенно недопустимым. Оно не только усугубляет и без того его достаточно тяжелое положение в коллективе играющих, но и создает почву для нервно-психических срывов детей. Лишая ребенка игры, педагог наносит невосполнимый ущерб своему контакту с ним. Восстановить его порой оказывается невозможно, а вне контакта невозможно обучение игре.

Важной задачей обучения игре умственно отсталых детей является усвоение ими логики развития бытового сюжета. Необходимо постоянно добиваться, чтобы они понимали закономерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому. В решении этой задачи целесообразно использовать два вида работы.

Во-первых, обязательно проводить наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни. Лучше делать эту работу в процессе режимных моментов. Например, воспитатель обращает внимание детей на то, что они сначала вымыли руки, а потом садятся есть; в спальне перед сном внимание детей заостряется на том, что они сначала разденутся, наденут пижамы, а потом лягут в кроватки.

Обращение к повседневному опыту детей, активное припоминание того, как они поступают в жизни, способствуют осмыслению ими логической последовательности игровых действий.

Во-вторых, с целью усвоения детьми логики развития игровых действий необходимо систематически предлагать им выполнять такие игровые действия, которые требуют от них осуществления подготовительных действий. Например, взрослый предлагает ребенку: «Давай выкупаем твою дочку. Что нужно для этого сделать?» Под руководством педагога ребенок планирует игровые действия, а затем переходит к их выполнению. Обучение, проводимое с учетом указанных методических приемов, позволяет научить детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.

Для того чтобы обогатить и разнообразить игры детей, а также закрепить приобретенные ранее игровые умения и навыки, необходимо вводить в игру разнообразные игрушки. Путем показа и обыгрывания учитель-дефектолог привлекает внимание детей к игрушкам-животным, куклам, матрешкам, солдатикам, раскрывает способы игры в них. Перенос ранее усвоенных действий на новые игрушки в другую, пусть сходную, но не тождественную обстановку особенно важен для умственно отсталых детей, так как способствует преодолению косного стереотипа, характеризующего их мышление и деятельность.

На этом этапе обучения педагог должен активно стремиться к тому, чтобы ребенок находил сюжеты для своих игр не только из показа, но и из повседневной жизни. Руководя игрой ребенка,

педагог должен подсказывать ему сюжетные действия, которые он мог неоднократно наблюдать в жизни: «Твоя дочка заболела? Что нужно сделать? Как ей помочь?», «Ты накормила Таню, а посуда грязная. Что нужно сделать?» и т. п. Подобного рода инструкции в сочетании с помощью педагога хорошо воспринимаются детьми, они воспроизводят события, участниками которых являлись сами или наблюдали в повседневной жизни.

Программа предлагает начать обучение сюжетно-ролевым играм с усвоения детьми ролей, которые наиболее близки им по содержанию. Вначале это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитательницы, няни). При этом важно, чтобы ребенок в ходе обучения не только понял, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни. Правильное отображение ребенком в игре взаимоотношений между персонажами возможно лишь в том случае, если этому предшествует целенаправленное обучение. Так, подводя ребенка к игре «в маму», педагог должен помочь ему создать соответствующую игровую ситуацию, как бы ввести в роль. Обращаясь к ребенку, педагог говорит: «Вот эта кукла будет твоей дочкой. А ты ее мамой. Как тебя зовут? Мама Оля. А как мы назовем твою дочку? Света. Посмотри, какая у тебя хорошая дочка. Какие у нее синие глазки, мягкие волосы. Погладь ее по головке. Вот так, хорошо. Света хорошая дочка, она будет тебя любить и слушаться. А ты любишь свою дочку? Она еще маленькая, ее нужно жалеть, любить. Ты будешь ее одевать, ходить с ней гулять, кормить ее. А сейчас свари для Светочки кашку».

Следующим этапом в обучении детей ролевой игре является овладение ими ролями с обобщенным значением: шофера, доктора, медсестры, повара, продавца и т. п. Каждая такая игра требует проведения разносторонней подготовительной работы. Так, для того, чтобы научить детей играть «в автобус», педагог должен провести разнообразные экскурсии-показы, во время которых шофер предстанет перед детьми не только как исполнитель ряда специфических действий, но и как водитель автобуса с пассажирами. Следует уделить особенное внимание эмоционально-нравственному аспекту отношений: шофер помогает людям, он добрый, отзывчивый; он везет в детский сад детей, взрослых — на работу и т. п.

Организация и проведение ролевых игр с умственно отсталыми детьми являются сложной задачей еще и потому, что они не могут и не умеют самостоятельно переносить увиденные явления в игру. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у умственно отсталых дошкольников «слабая заражаемость» увиденным, что, по-видимому, связано как со слабо развитым интересом к окружающему, так и с недостаточным развитием воспроизводящего воображения и эмоционально-волевой сферы.

Из опыта руководства игрой младших дошкольников известно, что появлению интереса способствует внесение в игру реальных

предметов и натуральных продуктов. Маленькие умственно отсталые дети охотно варят обед из настоящих продуктов, с удовольствием вращают настоящий руль, стирают белье в воде мылом и т.п. Условность, требующая достаточно развитого воображения, зачастую тормозит игру умственно отсталого ребенка, лишая его удовольствия. Поэтому в самом начале обучения сюжетно-ролевой игре целесообразно использовать реальные предметы и натуральные продукты. Однако не следует перенасыщать ими игру. Опыт показывает, что в самом начале обучения сюжетно-ролевой игре достаточно дать детям один- два объекта, чтобы заинтересовать их, вызвать желание играть. Впоследствии дети, освоившие предметный план игры, легко воспринимают присущую ей условность.

Одним из важных моментов в руководстве ролевой игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре. Опыт работы с умственно отсталыми дошкольниками шести-семи лет показывает, что, выполняя какую-либо роль, дети не всегда осознают это. Начиная играть, они обычно охотно соглашаются и действуют поначалу в соответствии с ролью, однако очень быстро отвлекаются и переходят к обычным действиям с игрушками. В таких случаях педагог должен включиться в игру ребенка, напомнить о взятой им на себя роли, выяснить, как ребенок представляет себе дальнейший ход игры. Выяснив, например, что он хочет играть роль водителя автобуса, педагог создает игровую ситуацию типа: «Ты шофер, ведешь автобус. Тебя на остановке ждут люди. Там стоят дети со своими родителями — они собрались в детский сад, а автобуса все нет и нет. Поезжай скорее на остановку» и т. п. Эмоциональное включение педагога в игру ребенка способствует осознанию им своей роли, ведет к лучшему пониманию взаимоотношений между тем, в кого он играет, его «работой» и теми, для кого он «работает».

Эффективное воздействие на коллективную игру оказывает включение в нее педагога и руководство им игрой не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого он взял на себя. Так, выступая в роли пассажира автобуса, который ведет ребенок-шофер, педагог как бы углубляет игровую ситуацию, максимально приближая ее к реальной; покупает у водителя билет, просит называть остановки и т. п. Включившись в игру детей, дефектолог направляет ее в нужное русло, подсказывает ход событий, помогает развить сюжет.

Обучение умственно отсталых дошкольников сюжетно-ролевым играм должно включать в себя следующие этапы:

проведение целенаправленных наблюдений с учетом темы предстоящей игры;

беседы об увиденном, в ходе которых выявляются, уточняются представления детей;

подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;

проведение игры в упрошенном варианте (отдельные фрагменты, эпизоды);

развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

Для того чтобы игры детей были более интересными и разнообразными, необходимо учить их формировать замысел игры. С этой целью педагог должен:

выяснить, во что собираются играть дети;

помогать им планировать предстоящую игру, направлять на самостоятельные поиски решения;

оказывать помощь детям в реализации замысла, в распределении ролей, в определении сюжетных линий.

Для обновления уже хорошо знакомых детям игр необходимо проводить специальную работу с целью их видоизменения. Для этого детей водят на тематические прогулки, рассматривают с ними диафильмы, различные иллюстрации, изображения, включают в игру новые предметы и атрибуты. От детей следует добиваться того, чтобы в своих играх они передавали не только действия взрослых, но и их взаимоотношения (отношения врача и больного, продавца и покупателя, шофера и пассажиров и т.п.). Следует пресекать изображение детьми отрицательных явлений, поступков. Подражая взрослым во время игр, дети должны проникаться положительными чувствами. Игра призвана служить средством воспитания в детях доброты, отзывчивости, уважения к труду взрослых.

Для развития игровой деятельности умственно отсталых детей среднего возраста необходимо проводить драматизацию хорошо известных им сказок, таких, как «Теремок», «Репка», «Колобок» и др. Их проведению предшествует знакомство со сказкой, эмоционально и живо рассказанной педагогом, иллюстрация всех действий с помощью персонажей кукольного театра, фанерных изображений и т. п.

Для лучшего усвоения содержания сказки необходимо познакомить детей с каждым ее персонажем, дать им вначале возможность осуществить действия с куклами, выступить от лица каждого персонажа.

При проведении драматизации необходимо помнить, что прежде всего это — игра, поэтому ни в коем случае не надо требовать от детей заучивания текста ролей. Достаточно, если они будут говорить близко к тексту сказки. В процессе проведения игры-драматизации нужно предоставить детям возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Этому значительно способствует использование костюмов и различных атрибутов. Они помогают детям войти в роль, напоминая о ней в тех случаях, когда ребенок «соскальзывает» на выполнение других действий, способствуют лучшему проникновению детей в образ персонажа и ситуацию сказки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: