ЛЕКЦИЯ 4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Равновесная цена. Равновесное количество. 1
2. Динамические модели равновесия: абсолютная, относительная, локальная и глобальная устойчивости равновесия. 3
3. Краевое равновесие. Неединственность равновесия на рынке. 4
4. Равновесие в результате циклических колебаний. 6
Равновесная цена. Равновесное количество.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой рыночного равновесия, ацена, сформированная в результате этого взаимодействия, — равновесной ценой (рис.1).
Рисунок 1. Рыночное равновесие
Установленная равновесная цена на рынке отражает достижение оптимального состояния, при котором товаров произведено и предложено на рынке столько, сколько требует и способен купить покупатель. Такое равновесие демонстрирует оптимальное состояние рынка, при котором достигается максимальная эффективность. В этих условиях и покупатель, и продавец достигают намеченных целей, в полном объеме реализуют свои интересы.
|
|
Таким образом, равновесие — это ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Избыточный спрос (дефицит) при данной цене Р 1 возникает, когда величина спроса при цене Р 2 превосходит величину предложения. В условиях существования избытка, наоборот, величина предложения превосходит величину спроса. Конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к их равенству по объемам.
Интересы производителей и потребителей совпадают в точке пересечения кривых спроса и предложения Е (рисунок 5). Поскольку при равновесном состоянии рынка достигается наилучший объем производства и продаж, равный оптимальной величине покупок и потребления, то рыночная цена становится ценой равновесия. Поэтому равновесная цена — это денежное выражение соотношения общественной полезности товара, общественных затрат на его производство и общественной потребности в нем.
Функции равновесной цены:
- регулирующая (уравновешивающая), обеспечивающая установление равновесия спроса и предложения;
- информационная — равновесная цена характеризует состояние (возможности и ресурсы) рынка и позволяет определять наиболее эффективное поведение;
- распределительная — через цены осуществляется распределение основных факторов производства в те отрасли, где устанавливаются более высокие цены, идет перелив капитала;
- стимулирующая развитие НТП — снижение затрат на основе научно-технических новшеств обеспечивает фирме получение дополнительной прибыли;
|
|
- дифференцирующая доходы субъектов рынка — вытекает их предыдущих: те товаропроизводители, издержки которых ниже, становятся богаче, в чем и проявляется действие «невидимой руки» рынка по А.Смиту.
Наряду с равновесной (рыночной) ценой, отражающей равновесие спроса и предложения данного товара, существуют и другие виды цен:
1. оптовая, по которой продаются и покупаются большие партии товаров;
2. розничная, по которой товар продается покупателям;
3. договорная (контрактная) — количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен уплатить покупатель продавцу за единицу товара на согласованных базисных условиях контракта;
в зависимости от способа фиксации договорная цена может быть:
- твердой — устанавливается в момент подписания контракта и не изменяется в течение срока его действия;
- подвижной — зафиксирована при заключении контракта, но может пересматриваться при изменении рыночной цены данного товара;
- скользящей — исчисляется в момент исполнения контракта с учетом изменений в издержках производства за период исполнения контракта;
4. публикуемая — цена, сообщаемая в специальных нормативных источниках, которая, как правило, отражает уровень мировых цен;
5. мировая — цена, по которой производятся крупные экспортно-импортные операции с платежом в свободно конвертируемой валюте.