1. В какой части атмосферы образуются облака, возникают грозы, дожди, протекают другие физические процессы, определяющие климатические условия:
а) в тропосфере;
б) в стратосфере;
в) термосфера;
г) мезосфера.
2. Водные ресурсы – это:
а) ресурсы пресных вод;
б) пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных вод, включая почвенную и атмосферную;
в) запасы воды океанов, морей, рек и озер.
3. Назовите приоритетные направления в области управления отходами.
4. Лесопользование – это:
а) заготовка древесины;
б) использование леса для получения технического и лекарственного сырья, пищевых продуктов;
в) вид природопользования для защитных, водоохранных, рекреационных и других специальных целей;
г) все вместе.
5. Раскройте роль минеральных ресурсов в народном хозяйстве.
Оценка 8 – 10 балов
1. Какие из перечисленных мероприятий относятся к группе санитарно-технических мероприятий по защите атмосферного воздуха:
а) герметизация технологического и транспортного оборудования;
б) сооружение сверхвысоких дымовых труб;
в) создание санитарно-защитных зон вокруг предприятия;
г) установка газопылеочистного оборудования.
2. Определите, какие из перечисленных направлений деятельности относятся к правовому регулированию качества атмосферного воздуха, и какие – к экономическому регулированию:
а) установление нормативов ПДК и ПДВ;
б) установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
в) установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
3. Экономическое регулирование рационального использования воды включает:
а) установление лимитов водопользования;
б) установление нормативов платы за водопотребление и за сброс загрязненных вод;
в) покрытие ущерба, нанесенного водным объектам по причине нарушения водного законодательства;
г) все вместе.
4. Проанализируйте процессы и тенденции загрязнения гидросферы и земельных ресурсов. Выделите приоритетные направления по снижению их загрязнения.
5. Рациональное лесопользование предполагает:
а) лесовосстановление;
б) вырубку лесов;
в) мероприятия по посадке леса, уходу за молодняком, создание и расширение питомников;
г) все вместе.
Литература
1. Донской Н.П., Донская С.А. Основы экологии и экономика природопользования. – Мн.: «Технопринт», 2000.
2. Маврищев, В.В. Основы общей экологии: учеб / В.В. Маврищев. – Минск: Высшая школа, 2000.
3. Голуб В.А. Экономика природных ресурсов. – М., 1995.
4. Коробкин В.П. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
5. Логинов, В.Ф. Основы экологии и природопользования: учеб. пособие / В.Ф. Логинов. – Минск: Высшая школа, 1998.
6. Стадницкий, В.В. Экология: учеб. для вузов / В.В. Стадицкий. – М.: Высшая школа, 1998.
7. Шимова, О.С. Основы экологии и экономика природопользования: учеб. О.С. Шимов, Н.К. Соколовский. – Минск: БГЭУ, 2002.
8. Шимова, О.С. Основы экологии и экономика природопользования: учеб. О.С. Шимов, Н.К. Соколовский. – М.: ИНФРА-М, 2005.