Народная художественная культура. Заговорно-закликательные функции закличек, по всей вероятности, утрачены еще в прошлых веках, is настоящее время они отражают непосредственное общение иетей

Заговорно-закликательные функции закличек, по всей вероятности, утрачены еще в прошлых веках, is настоящее время они отражают непосредственное общение иетей с при­родой и переплетаются в их творчестве с игровыми элемен­тами. Присуще закличкам прямое обращение с преобладани­ем в напевах интонационного зова, клича, а также настойчи­вого утверждения многократно повторяющихся коротких се-кундовых, терцовых, а иногда и квартовых мелодических оборотов.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр кален­дарного фольклора — приговорки. Приговорки (от слова «приговаривать» в значении припевать, нашептывать) пред­ставляют собой краткие обращения к животным, птицам, на­секомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Приговорка божьей коровке: Болей я коровка! Полети на небко, Принеси нам хлебка: Плюшек, сушек, Сладких ватрушек.

Приговорки исполняют также, стараясь вытряхнуть попавшую в ухо во' время купания воду. При этом скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая:

Мышка, мышка,

а горошку!

Вылей воду

На дорожку!

Редкость.ы приговорки птицам, приговорки, напевае­мые при собирании грибов, ягод. В музыкальном отношении приговорки разтюбразны как ни один музыкальный жанр



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: