Заговорно-закликательные функции закличек, по всей вероятности, утрачены еще в прошлых веках, is настоящее время они отражают непосредственное общение иетей с природой и переплетаются в их творчестве с игровыми элементами. Присуще закличкам прямое обращение с преобладанием в напевах интонационного зова, клича, а также настойчивого утверждения многократно повторяющихся коротких се-кундовых, терцовых, а иногда и квартовых мелодических оборотов.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора — приговорки. Приговорки (от слова «приговаривать» в значении припевать, нашептывать) представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Приговорка божьей коровке: Болей я коровка! Полети на небко, Принеси нам хлебка: Плюшек, сушек, Сладких ватрушек.
Приговорки исполняют также, стараясь вытряхнуть попавшую в ухо во' время купания воду. При этом скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая:
Мышка, мышка,
а горошку!
Вылей воду
На дорожку!
Редкость.ы приговорки птицам, приговорки, напеваемые при собирании грибов, ягод. В музыкальном отношении приговорки разтюбразны как ни один музыкальный жанр