Примечательно, что в XX веке при царском дворе бывали приемы, на которых фрейлины согласно царскому указу 1834 г. обязательно надевали костюм, стилизованный под русский боярский наряд. Восхищение красотой русского народного костюма выразили в своих произведениях Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, И.А.Бунин, М.А.Шолохов и многие другие русские писатели.
Рассматривая вопрос этнического сознания и духовной культуры, К.В.Чистов высказал мысль о том, что «всякое осознание элементов материальной культуры как знаковых или символических может придать им идеологический характер».1 Эти слова наглядно поддтверждаются историей русского народного костюма, который во все времена олицетворял идею сохранения национальной самобытности, выступал как средство диалогического общения прошлого России с ее настоящим и будущим.
Создавая незабываемые образы русских людей и изображая их в традиционных национальных костюмах, выдающиеся русские художники А.Г.Венецианов, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, Ф.А.Малявин, К.А.Коровин и многие другие в значительной мере способствовали эстетической ориентации современников и потомков, превращению русских народных костюмов в этнический символ.
|
|
В начале XX века основоположницей использования традиционных форм и характера орнаментации, декоративных принципов народной одежды в создании костюма современной повседневной жизни стала общепризнанный художник-модельер Н.П.Ламанова. Ее модели одежды и теоретические статьи убедительно доказывали, что «целесообразность народного костюма, благодаря вековому коллективному творчеству народа, может служить как идеологическим, так и пластическим материалом, вложенным в нашу одежду города».2
8 Свербеев Д.Н. Записки.- Т.2.- М., 1899.-С.403.
9 Богатырев П. Г. Функции национального костюма Моравской Сло-
вакии/ЛЗопросы теории народного искусства- М., 1971.-С.320.
394
1 Чистов КВ. Народные традиции и фольклор: Очерки теории-
Л.,1986. С.21.
2 Ламанова Н.П. Русская мода //Красная нива.-1923.-№30.-С.32-40.
Народная художественная культура
Благодаря усилиям крупных исследователей и этногра
фов Д.К.Зеленина, Н.М.Могилянской, Н.П.Гринковой, кол
лекционеров И.Я.Билибина, А.В.Худорожевой,
Н.Л.Шабельской и многих других квалифицированных спе
циалистов собраны великолепные коллекции русского народ
ного костюма, обладающие огромной исторической и худо
жественной ценностью. Среди них на первом месте - собра
ние Государственного музея этнографии народов СССР в
Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея в
Москве.
В послеоктябрьский период началось чрезвычайно быстрое разрушение многовекового уклада и обычаев русской деревни, обнищание крестьян и их массовый переезд на жительство в города. Тогда же практически все семейные, календарные и религиозные обряды и праздники были отнесены к «пережиткам темного прошлого» и всемерно искоренялись как не соответствующие новой советской действительности. Этим во многом объясняется исчезновением из жизни народа традиционного костюма и многих других неотъемлемых составных частей обрядового синкретизма, упадок общего уровня мастерства практически во всех видах традиционного искусства
|
|
Семидесятилетнее уничтожение национальной самобытности в России, и прежде всего в русской деревне, привело к искоренению из сознания русского народа многих его этнических символов и святынь. Так, в 30-е годы угасла традиция изготовления русского народного костюма в быту. Со сценических подмостков, с экрана кино, затем с телеэкрана навязывался новый стереотип псевдорусского наряда, в котором до неузнаваемости искажались национальный стиль и идейно-образное содержание русской одежды.
В последние два десятилетия заметно выросло число исполнителей русского фольклора, стремящихся бережно воссоздать в своих сценических костюмах традиции народной одежды. Повышение интереса к изучению, сохранению и трансляции аккумулированного в русском народном костюме социокультурного опыта проявляется в сферах науки, искус-396