Гештальттеория восприятия. Альтернативным подходом по отношению к структуралистской теории в объяснении феноменов и механизмов восприятия явилось направление

Альтернативным подходом по отношению к структуралистской теории в объяснении феноменов и механизмов восприятия явилось направление, появившееся в Берлинском университете в начале 1910 –х гг. и получившее название гештальтпсихология (Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка).

Гештальтпсихологами выделялось две реальности и два мира:

1). Мир физических объектов и мир ощущений.

2). Физическое воздействие отражаются в мире ощущений двояко: физиологической реальности мозговых процессов, и феноменальной, или психологической реальности.

Связь физиологических процессов и психических образов связано отношениями изоморфизма (взаимно-однозначное соответствие мозговойнейродинамики содержанию нашего восприятия).

Виды сил:

  1. связывающие силы
  2. сдерживающие силы.

Интенсивность связывающих сил в соответствии с квазиколичественными законами:

  1. Чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними (красный х)
  2. Чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы.
  3. Чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы
  4. Чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем сильнее связывающие их силы.

Гештальтистские факторы группирования

Фактор близости.

Предметы могут группироваться на основании того, что отделяющее их расстояние кажутся небольшим. Может быть как пространственной, так и временной. Пример: ........

Фактор сходства.

Тенденция группировать элементы, кажущиеся похожими. Группирования на основании близости и сходства распространяется также на восприятие звука.

Фактор однотипной связи.

Восприятие отдельно взятой структуры, образованной физически связанными между собой элементами (вопреки сходству и близости). Не принадлежит к числу принципов, изначально сформулированных основателями гештальтпсихологии. Сформулирован Роком и Палмером.

Фактор «хорошего продолжения».

Элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой простой формы, легко воспринимаются как единое целое (созвездие большой медведицы + фактор замкнутости).

Фактор «общей судьбы».

В соответствии с этим фактором двигающиеся в одном направлении элементы перцептуально объединяются в одну группу (например бегущие люди воспринимаются как группа).

Фактор симметрии.

Приоритет в перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансированным и симметричным группам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: