Альтернативным подходом по отношению к структуралистской теории в объяснении феноменов и механизмов восприятия явилось направление, появившееся в Берлинском университете в начале 1910 –х гг. и получившее название гештальтпсихология (Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка).
Гештальтпсихологами выделялось две реальности и два мира:
1). Мир физических объектов и мир ощущений.
2). Физическое воздействие отражаются в мире ощущений двояко: физиологической реальности мозговых процессов, и феноменальной, или психологической реальности.
Связь физиологических процессов и психических образов связано отношениями изоморфизма (взаимно-однозначное соответствие мозговойнейродинамики содержанию нашего восприятия).
Виды сил:
- связывающие силы
- сдерживающие силы.
Интенсивность связывающих сил в соответствии с квазиколичественными законами:
- Чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними (красный х)
- Чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы.
- Чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы
- Чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем сильнее связывающие их силы.
Гештальтистские факторы группирования
|
|
Фактор близости.
Предметы могут группироваться на основании того, что отделяющее их расстояние кажутся небольшим. Может быть как пространственной, так и временной. Пример: ........
Фактор сходства.
Тенденция группировать элементы, кажущиеся похожими. Группирования на основании близости и сходства распространяется также на восприятие звука.
Фактор однотипной связи.
Восприятие отдельно взятой структуры, образованной физически связанными между собой элементами (вопреки сходству и близости). Не принадлежит к числу принципов, изначально сформулированных основателями гештальтпсихологии. Сформулирован Роком и Палмером.
Фактор «хорошего продолжения».
Элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой простой формы, легко воспринимаются как единое целое (созвездие большой медведицы + фактор замкнутости).
Фактор «общей судьбы».
В соответствии с этим фактором двигающиеся в одном направлении элементы перцептуально объединяются в одну группу (например бегущие люди воспринимаются как группа).
Фактор симметрии.
Приоритет в перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансированным и симметричным группам.