Одной из самых известных является шкала громкости тональных звуков – шкала сонов.
Сон – единица громкости. Один сон – громкость тона, частота которого равна 1000 Гц, а интенсивность – 40 дБ на абсолютным порогом. Испытуемому предъявляют эталонный сигнал (звуковой). Его громкость предлагается принять равной единице. При предъявлении тестового сигнала испытумый должен ответить на вопрос, сколько единиц в нем содержится. В качестве единицы Стивенс предложил использовать один сон. Два сона равны удвоенной громкости (по ощущению), 3 сона – утроенной громкости. При высоких интенсивностях звука громкость возрастает быстрее (что отражается на кривой), при низких уровнях интенсивности звука необходимо сильно продвинуться по логарифмческой шкале, чтобы получить небольшое различие в громкости.
Критика Стивенсом постулата Фехнера.
Выводя свой логарифмический закон Фехнер ошибочно предполагал, что минимальный прирост ощущения (∆ S) будто бы есть постоянная величина на всем протяжении психологической шкалы. Хотя он хотел предположить, что постоянным является отношение едва заметного изменения раздражителя (∆I) к его исходной величине:
∆ I\I= k
У него получилось, что постоянно ∆ S. И из этих двух положений он и вывел он свой закон.если бы Фехнер принял бы положение о постоянстве отношений не только для е.з.р. стимуляция ∆ I, но также и для субъективного коррелята е.з.р. - ∆ S. Тогда:
∆ S/S= k*∆ I/I
Откуда следовало бы, что психическая величина S является степенной функцией физической величины R.
Также Стивенс говорил, что ощущение возможно измерить не косвенно, а напрямую и количественно ощущение можно оценить не в пороговой измерительной процедуре, а при помощи процедуры шкалирования