Методология – система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности. Это учение о системе методов или общая теория методов, применяемых в практике познавательной и практической деятельности.
Характерная особенность современной науки – увеличении роли методологии.
Уровни методологии:
1. Конкретнонаучная методология – опирается непосредственно на методики проведения исследований, на технические приемы.
2. Общенаучная методология – учение о принципах, методах и формах знания, которые функционируют во многих науках. Эти методы соответствуют предмету и объекту исследований, – (наблюдения, эксперимент) – и общелогические методы (анализ, синтез, индукция.)
Методология выполняет функцию стратегии познания. Она должна обосновывать и искать перспективные направления познания, предохранять от неправильного использования методов.
Принцип — основополагающее знание, исходное положение, правило, используемое как основа и сущность действий при осуществлении определенной деятельности (в нашем случае — исследовательской).
|
|
В качестве примера общенаучных принципов научного познания приведём следующие:
Причинность (принцип детерминизма): Суть причинности в порождении причиной следствия. Современное понимание принципа: наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим.
Критерий истины: Под критерием истины понимается практическая её проверка наблюдениями, опытом, экспериментами.
Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. (Про смешение ролей). Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то ученые перестанут понимать друг друга.
Принцип дополнительности: правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область.
Средства познания: математические, логические, языковые (построение дефиниций),
Теоретические методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.
Эмпирические методы исследования:
1. Рабочие, частные методы: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.
2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.
|
|
Принцип историзма: принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.