Понятие "лидер" связано с понятием "управление" и "руководства".
Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено индивидуальной инициативой их членов.
В отличие от лидера руководитель вечно выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти. Лидер - это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более большой уровень активности в сравнении с другими членами группы.
|
|
В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий "лидер" и "руководитель". Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:
- лидер призван осуществлять преимущественно регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;
- лидерство возникает при условиях микросреды, руководство же - ингредиент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений;
- лидерство возникает стихийно, руководитель или назначается, или выбирается;
- явление лидерства менее стабильно, зависит от настроения группы, руководство - более стабильно;
- руководство подчиненными в сравнении с лидерством имеет определенную систему санкций;
- процесс принятия решения руководителем более сложный и опосредован обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;
- сфера деятельности лидера - по большей части - малая группа, где он является лидером; сфера деятельности руководителя более широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Однако лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно - они должны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач. В психологической характеристики их деятельности имеется и много общих черт. Однако при этом, лидерство - это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство в большинстве своем является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей менеджмента и подчинения.(аня, это есть у тебя в тетраде)
|
|
Стили руководства и их сравнительная характеристика.
Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную таблицу:
Параметры взаимодействия с подчиненными | Стили руководства | ||
Авторитарный | Демократический | Нейтральный | |
принятие решений | решения принимаются единолично | решения принимаются после обсуждения в группе. | решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства |
способ доведения решения | приказы, распоряжения, команды | предложения, советы | просьбы |
отношение ответственности | или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных | коллективная ответственность | снимает с себя всякую ответственность |
отношение к инициативе | подавляется | поощряется | отдается в руки подчиненных |
отношение квалифицированным кадрам | стремится задавить | стремится максимально эффективно их использовать | отпускает их в “свободное плаванье” |
отношение к недостаткам собственных знаний | недостатков нет “и не может быть по определению” | постоянно повышает свою квалификацию | нет “большого значения” |
стиль общения | “держит дистанцию” | поддерживает дружеское общение | избегает общения |
характер отношений с подчиненными | в зависимости от настроения | манера поведения со всеми как с равными коллегами | мягкая манера поведения |
отношение к дисциплине | Жесткая формализованная дисциплины | сторонник дисциплины “разумной достаточности” | формально-попустительское отношение |
отношение к моральному воздействию на подчиненных | неотвратимость наказание - основной метод стимулирования | необходимо использовать различные методы поощрения и наказания | безразличное |