Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж.Боулби, М.Малер)

Концепция Маргарет Малер развивалась на стыке психологии объектных отношений и эго-психологии. Процесс развития репрезентации себя представлен ею как взаимная связь между процессом разделения и процессом индивидуализации.
Разделение - процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя в отличие от репрезентации матери. Индивидуализация - попытки построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики.

  • Процесс развития младенца был представлен Малер следующим образом:
    1. Аутистическая фаза длится в течение первого месяца жизни и является безобъектной физиологической фазой. Ее основная функция состоит в поддержании гомеостатического равновесия. Новорожденный живет в замкнутой монадической системе, напоминающей первичное внутриутробное состояние.
    2. Симбиотическая фаза возникает на втором и длится до 5 месяцев. Эта фаза является предобъектной. Мать выступает частичным объектом удовлетворения потребностей для ребенка. Границы между ними размыты, и ребенок как бы галлюцинаторно слит с матерью. Различий между внешними и внутренними воздействиями не проводится, все переживания ребенка относятся им к симбиотической структуре.
    3. Фаза сепарации-индивидуации соотносится Малер с феноменом "психического рождения" ребенка. Она длится от 5 до 30 месяцев и разделена на подфазы:
      • Подфаза осознания отдельного существования и развития образа тела (5-9 месяцев). В этот период ребенок пытается дистанцироваться от матери, прибегая к различным моторным действиям (отклонению назад, отталкиванию руками и проч.). Дети активно исследуют окружающие их предметы. К восьми месяцам возникает тревога, вызванная, по Малер, недостаточной надежностью матери, либо резким осознанием процесса сепарации от нее.
      • Подфаза упражнения (9-12 месяцев). В ней выделяют период раннего упражнения и позднего упражнения. В период раннего упражнения ребенок экспериментирует, отдаляясь от матери, а в более поздние периоды может доходить чуть ли не до полного ее исключения. Возвращение к матери бывает обусловлено необходимостью "эмоциональной подзарядки" ребенка посредством физического контакта.
      • Собственно фаза упражнения (12-15 месяцев) характеризуется переходом к вертикальному положению тела, способностью быстро передвигаться, развитием автономных функций Я. Это фаза исследования, самостоятельного освоения мира.
      • Подфаза нового сближения (15-24 месяца) сопровождается возрастающей когнитивной, моторной и эмоциональной дифференциацией. Процесс осознания отделения от матери, "психическое рождение" ребенка создают условия для нового сближения. В возрасте 21 месяца кризис воссоединения с матерью преодолевается.
      • На подфазе консолидации индивидуальности и развития постоянства объектов (24-30 месяцев) у ребенка формируются внутренние репрезентации объектов и он способен, опираясь на эти внутренние образы, принять временную разлуку с матерью и оставаться спокойным.

Джон Боулби (1907-1990) находился под влиянием работ Мелани Кляйн и Анны Фрейд. Его работы хорошо известны в возрастной психологии. Предметом его исследования является поведение, обусловленное привязанностью. Боулби критиковал психоанализ за акцент на первичности базовой потребности младенца в пище и вторичности привязанности к матери. Он утверждает, что привязанность к матери первична и биологически обусловлена. Ребенок обладает пятью поведенческими реакциями (системами) - способностью сосать, плакать, улыбаться, цепляться и следовать, или ориентироваться. Если инстинктивные реакции пробуждены, а материнская фигура недоступна, возникает тревога разлуки, протестующие поведение, печаль, страдание.
Идеи Боулби основаны на работе Г. Харлоу, который выступал против теории "корыстной любви" - ребенок любит мать как источник удовлетворения первичных потребностей. Харлоу провел эксперимент, в котором давал на выбор новорожденному детенышу макаки-резус 2 манекена: один - мягкий, приятный без еды; второй - проволочный, с молоком. Обезьянки ели на проволочном, но сразу же переходили к "мягкому", удобному. Вывод: телесный контакт и комфорт более важны, чем просто возможность поесть.
Дж. Боулби описывает четыре фазы привязанности: 1) неразборчивая реакция на людей (от 0 до 3 месяцев); 2) фокусирование внимания на знакомых людях (3-6 месяцев); 3) интенсивная привязанность и активный поиск близости (6 месяцев - 3 года); 4) партнерское поведение (3 года - окончание детства). (подробнее об этом см.: Крэйн У., 2002. С. 72; Хоффмайстер. М., 2002. С. 144).
Аналитики были согласны с результатами Боулби о способности младенцев к привязанности, но возражали против теории двойственных инстинктов и утверждения Боулби о том, что младенец переживает горе так же, как и взрослый (см. Хрестомат. 3.3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: