Системообразующая категория психологического знания

Мотив {07 лат. moveo-двигаю) - это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Мотивы поведения основаны на потребностях члв. и в соответствии с ними могут быть самыми разными: биологичми, соцми, осознаваемыми и неосознми.

Локализация мотива. В период античности была проведена различительная линия не только между чувственным познанием и мышлением, но также между этими разрядами явлений и побуждениями человека. Это отразилось на представлении о различных "частях" (у Аристотеля функциях) души. Пифагор, Демокрит, Платон помещали разум в голове, мужество - в груди, чувственное вожделение - в печени. У Платона это разграничение приобрело этический характер. Он считал разумную душу (она осела в голове, как наиболее близкая к небесам, к нетленному царству идей) высшим достоянием человека. Низкая - "алчущая" -часть души уводит к низменным целям, препятствует благородным мотивам. На разум возлагалась задача "обуздания" этих рвущих человека в разные стороны побуждений. Аристотель среди функций души выделил стремление "к чему-либо" или "от чего-либо". За этим стояло утраченное последующей психологией и возродившееся в новейший период положение о том, что мотив всегда имеет предметную направленность, поскольку предмет, к которому стремится организм, может стать целью, лишь, будучи представлен в форме образа.

Стремление неотделимо от ощущения. Оно сигнализирует о том, достигнута ли цель, вызывая у субъекта чувства удовольствия или неудовольствия.

Наряду со стремлением важным мотивационным началом Аристотель считал аффекты.

Если стремления относились к организму, то понятие об аффектах соединяло психологию с этикой, с отношением человека к другим людям.

Воспитание чувств совершается в поступках. Тем самым мотив наделялся нравственным знаком, определяющим смысл реального действия - поступка. Сам же поступок приобрел роль творческого начала характера (личности).

В эпоху крушения античной цивилизации в учении Августина в качестве основной мотивирующей силы действий души выступает, взамен мышления и аффектов (эмоций), особая, чуждая всему материальному, сила воли, которая распоряжается как своими орудиями мозгом, органами чувств и движений.

Психологические соображения соотносились с глобальной философско-религиозной проблемой свободы воли. Спиноза отвергал убеждение о том, что воля - это самостоятельная причинная сущность. "Воля и разум, - утверждал Спиноза, - одно и то же". Иллюзия свободы воли - результат незнания истинных причин. Этими причинами являются аффекты. Под ними имелись в виду Декартовы "страсти" (то есть страдательные состояния) души, которые, возникая в организме, могут быть только результатом того, что он испытывает; служить же мотивом его действий, влиять на них бессильны. Аффекты, согласно Спинозе, - это особые телесно-психические состояния.

Новое понятие о рефлексе стало предпосылкой рождения и развития русской рефлексологии. В ее объяснительные установки наряду с признаком пластичности вошло также представление о мотивационном обеспечении нового, прижизненного рефлекса. У Павлова и Бехтерева схема выработки новых рефлексов строилась на идее биологической значимости мотива, обозначаемого термином "подкрепление" (термин Павлова). Мотив соответствовал потребности организма в самосохранении, в удовлетворении его биологических потребностей. Если некогда безразличный внешний раздражитель побуждал действовать, то не иначе как сигнал к будущему подкреплению. "Условная" мотивация черпала энергию в "безусловной", заложенной в организме самой его природой.

Учения Бернара (о витальной активности организма, направленной на удержание стабильности его внутренней среды) и Дарвина (об активности, направленной на адаптацию к среде внешней) служили, предпосылкой новых воззрений на объективный характер мотивов поведения. Бернар объясняет мотивацию потребностями живого тела в том, чтобы противодействовать всему, что угрожает его целостности.

Дарвина признавал мотив, действующей безотносительно к знанию личности о той, что же ею движет, к чему она стремится, ради чего поступает имени так, а не иначе.

Здесь заложены корни психоанализа Фрейда. Дарвиновские выводы об инстинкте и об объективном характере побуждений, заложенных в глубинах жизни, Фрейд перевел с биологического языка на психологический, развив свою теорию мотивации. Он перенес ее в новую плоскость, соотнеся с проблемами строения и развития психики человека. И тогда складывалась совершенно иная ситуация в направлениях, где мотивирующее начало поведения виделось под углом зрения его биологической природы.

Мотив в структуре личности: Анализ сложной мотивационной структуры личности привел Фрейда к трехкомпонентной модели ее устройства как динамичного и изначально конфликтного. Конфликтность выступила в столкновении бессознательных влечений с силой "Я", давлением сверх-"Я".

Наряду с Фрейдом существенно обогатил категорию мотива Курт Левин. Понятие о поле Левина мыслилось как целостность, где нераздельны индивид и значимое для него, притягивающее и отталкивающее его окружение. Согласно Левиновской концепции мотивации, движущим фактором поведения служит мотивационная напряжённость жизненного пространства, имеющего свои законы преобразования, отличные от законов, по которым возникают ассоциации. Левин полагал, что нет принципиальных различий между органической потребностью, "например потребностью в пище", и мотивацией, присущей деятельности человека. Имеется общая мотивационная динамика. Он выделил особый класс мотивов, которые, будучи сходны по своей динамике с биологическими, решительно отличаются от них тем, что возникают только у человека в виде намерений. Он назвал их квазипотребностями.

Доминанта

Учение о доминанте создал А. А. Ухтомский. Согласно Ухтомскому в физиологическом плане в центре учения о доминанте лежит идея конфликта нескольких раздельных потоков возбуждения, протекающих в общем субстрате. Когда один из потоков оказывается доминирующим, он овладевает "выходом" системы. Что касается психологического содержания концепции доминанты, то оно кристаллизовалось постепенно. Сперва оно выступало как процесс внимания. По Ухтомскому, нарастающая мощность доминанты как мотива не может иметь другого источника, кроме устремленности организма к внешнему миру. Доминанта, влияя на характер восприятия мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: