Реформа образования

Традиционно в Японии образование было распространено довольно широко и до эпохи Мэйдзи. Уровень грамотности японского населения был достаточно высок. Современные документы свидетельствуют о распространении грамотности даже среди японских крестьян. Содержание образования сводилось к изучению классических конфуцианских книг и основ математики. Большое внимание в японском образовании всегда уделялось нравственному воспитанию.

Однако такое традиционно-патриархальное образование уже не соответствовало требованиям, предъявляемым эпохой модернизации. Поэтому лидеры реформ, виднейшие японские просветители Ито Хиробуми, Фукудзава Юкити и др. поставили задачу создать совершенную систему образования по западному образцу. Для этой цели в Европу и Америку были отправлены для обучения большое количество студентов. Так, в 1873 году только в Лондоне обучалось 373 японских студентов. Кроме того, среди иностранных специалистов, которых в большом количестве приглашали в Японию для помощи в организации и налаживании работы как в сфере государственного управления и местных органов власти, так и на предприятиях, в армии и других областях, было немало специалистов, которые помогали организовывать японскую систему образования.[33]

В результате деятельности специальной комиссии по подготовке реформы образования было решено взять за образец французскую и американскую системы. В 1872 г. был принят довольно либеральный для своего времени закон об образовании, согласно которому равное право получить образование обретали все сословия, мужчины и женщины, и не допускалась какая-либо дискриминация. Изначально предполагалось, что расходы по обучению будет нести само население. Однако ввиду низкой платежеспособности большей части японского населения, в 1880 году было решено основную часть расходов по финансированию образования возложить на местные органы власти. В 1886 году был принят закон об обязательном 4-х летнем начальном образовании, которое с 1900 года стало для населения бесплатным. Надо сказать, что успехи Японии в области образования были весьма значительны. К концу XIX века уже около 85 % японских детей получали обязательное начальное образование. По этому показателю к началу ХХ века Япония сравнялась с такой передовой страной как Великобритания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: