В других странах

Статья 130 Уголовного кодекса Германии предусматривает, что всякий, кто возбуждает ненависть против «определенной части населения» или же злобно высмеивает таковую, может быть подвергнут наказанию до 5 лет лишения свободы, если его действия могли привести к нарушению мира. При этом достаточно, чтобы под угрозой оказалось чувство безопасности группы, ставшей объектом оскорбления, или чтобы усилилась предрасположенность других лиц к совершению посягательств против этой группы.

В Германии, Франции, Дании и Нидерландах есть законодательство, допускающее осуждение за высказывания, возбуждающие рознь, независимо от наличия умысла и возможных последствий. Так, Верховный суд Нидерландов постановил: «Является ли оскорбительным для группы лиц высказывание в их адрес относительно их расы и (или) религии определяется природой самого высказывания, а не намерением того, кто его публикует». Во Франции по закону о разжигании розни и клевете на группу лиц был осужден редактор газеты за публикацию злобной антисемитской статьи, которую он, по его утверждению, опубликовал, не прочитав, что свидетельствует об отсутствии требования наличия умысла. В 1990 г. в Уголовный кодекс Франции было внесено дополнение о том, что отрицание или даже постановка под сомнение факта геноцида евреев нацистами является преступлением независимо от умысла виновного.

Следует, однако, указать, что в законодательство Дании, которое также не требует умысла в качестве необходимого условия наступления ответственности, было внесено изменение, устанавливающее, что журналисты не несут ответственности за публикацию заявлений других лиц, если не будет доказано наличие у журналистов умысла на нанесение оскорбления.

Статьи 18 и 19 Акта об Общественном порядке 1986 г. Англии предусматривает уголовную ответственность за угрожающие, обидные или оскорбительные высказывания или действия, которые либо сознательно направлены на разжигание расовой ненависти, либо реально могут привести к возбуждению такой ненависти. Статья 5 Закона об Общественном порядке 1986 г. запрещает произносить или демонстрировать угрожающие, обидные или оскорбительные слова в пределах слышимости или видимости лица, которому они могут причинить «беспокойство, тревогу или страдания» Существует также закон, запрещающий послать письмо или публиковать статью, носящие угрожающий или в высокой степени оскорбительный характер и направленные на причинение беспокойства или страха.

В Северной Ирландии преступлением признаётся употребление угрожающих, обидных и оскорбительных по форме или смыслу выражений, которые могут возбудить ненависть против части населения или вызвать у части населения страх.

Статья 144В Уголовного кодекса Израиля предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до пяти лет за всякую публикацию, имеющую целью возбуждение расизма, независимо от того, соответствует ли она действительности и приводит ли фактически к расизму, и тюремное заключение на срок до одного года за хранение и распространение запрещенных публикаций, направленных на возбуждение расизма.

В Индии предусмотрено наказание до 5 лет тюремного заключения за умышленное разжигание межобщинной ненависти. Также признается преступлением, если кандидат или представитель партии совершает «систематические действия, призывающие к голосованию или воздержанию от голосования по мотивам касты, расы, общины или религии».

Уголовное законодательство Канады предусматривает ответственность при наличии либо умысла на разжигание розни, либо вероятности нарушения мира в результате преступных действий.

В США широкая трактовка судами Первой поправки к Конституции США (о свободе слова) препятствует установлению уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни. Суды признают, что свобода слова может быть ограничена только в тех случаях, когда высказывания могут непосредственно привести к противозаконным действиям и когда никакие другие доступные и менее жесткие меры не могут быть эффективны. Некоторые считают, что решение Верховного суда США по делу «Национал-социалистическая партия Америки против деревни Скоки», разрешившее в 1977 г. неонацистам, одетым в униформу со свастиками, совершить марш по улицам пригорода Чикаго, где проживали евреи, пережившие Холокост, представляет собой эксцесс применения Первой поправки.


Заключение

Изучение межнациональных конфликтов является, несомненно, очень важной и необходимой задачей для социологии и других наук, так как, изучив причины конфликта, мы сможем найти пути их урегулировать и не допустить в будущем.

Эксперты как причины возникновения национального конфликта на постсоветском пространстве выделяют не только исторические причины, такие, как несправедливость административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа и т.д.); произвольная перекройка границ национальных образований, но и другие факторы.

Среди политических факторов рассматриваются распад СССР, когда в отделившихся республиках в борьбу за собственную независимость вступили бывшие автономии или желающие её получить; отступление от ленинской политики, выраженное в сталинских репрессиях, депортациях целых народов, в декларативном характере федеративных отношений.

Процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов, которые привели к тому, что в престижных видах деятельности и нарастала конкуренция между титульными национальностями и русскими, претендующими на привилегированные и престижные места, в том числе во власти.

Поведенческие концепции дополняют данные социально-структурные факторы теорией фрустрации агрессии (к поиску "образа врага", к агрессии приводит постоянное состояние опасности от ущерба, нанесенного группе) и теорией относительной депривации (акцент делается не на материальное положение, а именно на ожидания и ориентации этноса, реализовать которые невозможно). Концепция коллективного действия обосновывает главенствующее значение коллективных интересов, заставляющих людей действовать во имя них, а не из-за собственных побуждений. Чаще всего такими интересами выступают политические вопросы, связанные с борьбой за власть.

Переход к демократизации, сопровождающийся борьбой старых и новых политических элит, также может стать причиной того, что в многонациональном обществе разовьется межэтнический конфликт, тем более что иногда политики действуют целенаправленно на их разжигание, используя подобные конфликты как средство удержания власти.

Конфликты часто "расслаиваются", поэтому для прогнозирования, предупреждения и разрешения этнических конфликтов важно установить не только их причины, но и увидеть многообразие всех факторов, его составляющих.

Конфликты не похожи один на другой и, следовательно, однозначного пути для урегулирования различных конфликтов нет, в разных частях мира не могут быть решены, используя только один и тот же метод. Конфликт зависит от двух составляющих: обстоятельства и конфликтующих сторон. Следовательно, разрешение этого конфликта надо искать именно в этих двух факторах.

Конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается фактически по всем параметрам. Сам факт развития, изменения конфликта открывает возможности для его урегулирования. Именно в силу появления новых аспектов в отношениях между сторонами-участниками конфликта они могут прийти к согласию, которое еще вчера казалось невозможным. Таким образом, если конфликт не урегулируется в данный конкретный момент, то это не означает, что он вообще не подлежит урегулированию. Суть урегулирования как раз и заключается в том, чтобы изменить ситуацию и сделать возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения.

Двадцатый век не дал универсального рецепта решения таких конфликтов. Единственно, что стало очевидным, - эти конфликты не имеют решения, если не достигнуто согласие между непосредственными сторонами конфликта. Третья сторона может выполнять либо роль посредника, либо - гаранта. А условием мирной трансформации конфликта может быть только отказ от применения силы, именно потому, что в конечном итоге нужна готовность к устранению ненависти между конфликтующими сторонами.

Межнациональные, межгрупповые конфликты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения (конфликты в Северной Осетии, Чечне, Приднестровье). Поэтому в 1980 – начал е 1990х гг. начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликтов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликтов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся за последнее десятилетие конфликтов.

Интерес исследователей преобладает в сфере межнационального и военного конфликта (А. Касюк, В. Дубров). Проводятся исследования по конфликтам на Ближнем Востоке, этническим и межнациональным противоречиям на территориях бывшего СССР. На начало 1990х гг. приходится максимальное число публикаций, отражающих специфику конфликтов в современном обществе.

Во второй половине 1990х гг. исследователей интересует анализ международных конфликтов (И. Арцибасов, В. Булавин, Д. Фельдман),выходят работы, рассматривающие проблематику социального конфликта. В это же время А.Анцупов и А. Шипилов (признанные ведущими конфликтологами в России) издают учебные материалы по конфликтологии, в которых систематизированы материалы многих отечественных и зарубежных исследователей конфликта.


Список литературы

1. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. - М., 2004.

2. Арутюнян Ю.В. Этносоциология, М., 1998.

3. http://ru. wikipedia.org/wiki/Осетино-ингушский_конфликт

Меры ответственности за разжигание межнациональных конфликтов

4. Скакунов Э.И. Социокультурный анализ Осетино-ингушского конфликта // Социологические исследования, 1997, №7.

5. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения/Учебное пособие под ред. проф. В.А. Шаповалова/. - Ставрополь, 1993.

6. Государственная политика России в конфликтных зонах (аналитические материалы). Центр этнополитических и региональных исследований. М., 1994.

7. Гулиев М.А. Этноконфликтология (учебный курс). - Москва-Ростов-на-Дону, 2007

8. Дробижева Л.М. Этнические конфликты // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис. - 1994. - №2. - С.109

9. Здравомыслов A.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997.

10. Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР // Советская этнография. 1990. № 1.

11. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные взаимоотношения: Взаимодействие и эволюция. СПб., 1996;

12. Попов А.А. Причины возникновения и динамика развития межнациональных конфликтов в пост-СССР. Тезисы доклада в Московском Центре Карнеги. 1996. С.4;

13. Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты в постсоветском пространстве: сущность, генезис, типы. Доклад, представленный в Московском Центре Карнеги. 1996. С.7.

14. Чернявская А.Г. Психология национальной нетерпимости // Фурман Д. Карабахский конфликт: национальная драма и коммунальная склока. Минск, 1998.

15. Т. В. Кузьмина Шпаргалка по конфликтологии

16.Сайт История Осетии http://iriston.com/books/cuciev_-_oset-ing_konfl.htm

17. Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 480.

18.См., в частности: Дробижева Л. М. Русские в новых государствах. Изменение социальных ролей // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993.

19.См.: Дружба народов. 1989. № 11; МЭИМО. 1991. № 4; Паин Э. Чечня и другие конфликты в России // Междунар. жизнь. 1998. № 3.

20. См.: Государственные акты Карачаевской республики. Карачаевск, 1990; Обращение к жителям Карачаево-Черкесска // День республики. 1992. 11 марта; Аверин И. Казаки — этнос или сословие? // Независимая газ. 1992. № 93.

21. См.: Шевцов В. М. Межнациональные конфликты: механизм их разрешения. М., 1994. С. 44.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: