Ни для кого не секрет, что очень многое зависит от самого социолога, от его умения слушать и слышать, а также от того, какие методы и приемы он использует для того, чтобы получить наиболее полную картину проблемных зон в организации, в жизненной траектории респондента. Ниже перечислены методы, которые помогали нам в нашей работе при исследовании, как русских, так и иностранных организаций.
1. Метод развивающей беседы- Беседуя с респондентом или
клиентом, социолог-консультант не только собирает информацию, но и дает определенную информацию. Особенно важно это в беседе с наиболее мыслящими и продвинутыми людьми в организации. Кроме того, этот метод снижает так называемый эффект «использования» клиента в своих целях. Умное ведение беседы консультантом помогает клиенту сформировать свое мнение о консультантах, об их открытости и ценностях.
2. Метод аналогий. При исследовании организаций, как пра
вило, консультант фиксирует внимание либо на том, что уже ви
дел (используется так называемый «эффект сходства»), либо на
том, чего никогда не видел. Человеческая психика устроена
таким образом, что мы постоянно сравниваем: как ведут себя дру
гие и как мы, как ведут себя другие на людях и когда они не
видят, что за ними наблюдают. Поэтому в беседе с людьми эти же
эффекты помогают. Когда мы рассказываем о том, что мы увиде
ли в других организациях, люди либо подтверждают, и тем самым
раскрывают то, что происходит в их организации, либо говорят о
том, что у них все происходит совсем по - другому, и тем самым
опять показывают вам: а как именно у них все происходит.
|
|
3. Очень хорошо работает метод «под дурачка», особенно,
если исследователь - иностранец. Поэтому, если имеют место оп
ределенные «серые темы», которые известны любому русскому,
но неизвестен механизм этого явления, то желательно, чтобы
самые глупые вопросы по этому поводу задавал иностранец, ко
торому наши «добрые» люди объяснят все «от и до». Так было в
исследовании С.Ашвин, когда она задавала вопросы о феномене
«блата» в российской организации. Если бы такой вопрос задал
русский человек, то его бы сочли идиотом, поскольку, мы все чуть
ли не с пеленок знаем что такое блат. Тем не менее, иностранный
исследователь имела право спрашивать и задавать глупые
вопросы. Но здесь нужно быть очень аккуратными: если в
организации антииностранные настроения, то такого рода
консультант будет подозрителен и нежелателен.
4. Метод описания ключевых событий за определенный период. Попросите респондентов, с которыми вы работаете, описать наиболее значимые события, которые произошли за последнее время в организации. Метод помогает нам провести грамотно диагностику основных проблем в организации.
|
|
5. Принцип Карнеги: «Лично я люблю землянику со сливками. Но рыба почему-то предпочитает другие кушанья. Поэтому, когда я иду на рыбалку, я беру для нее не то, что люблю, а червяков и сушеных кузнечиков».
6. Принцип Л. Толстого: «Для меня самый интересный человек -это тот, с которым я непосредственно сейчас беседую».
ISO
Глава 14
Ведение полевого журнала
Полевой, или бортовой, журнал является важным инструментом социолога. Он представляет собой тетрадь, в которой день за днем отмечаются в телеграфном стиле события о полевой работе и общие размышления о продвижении исследования.
Повседневный аналитический отчет о полевой фазе социологического исследования в форме записей в полевом журнале являются прежде всего чисто техническим аспектом научной деятельности. От исследователя требуется скрупулезная точность в описании деталей, честность «мальчика из лаборатории», который отслеживает в журнале условия, при которых происходит тот или иной феномен, чтобы установить точную природу этого феномена. Полевой журнал, как можно об этом догадаться, не имеет ничего общего с личным дневником, разве что присутствие указания даты и места.
Как ведется полевой журнал?
Ваш первый шаг исключительно прост: вы покупаете достаточно толстую тетрадь, чтобы послужить вам более одной недели, достаточно тонкую, чтобы сопровождать вас повсюду.
На правой половине разворота вы отводите место описательно -фактологической части дневника: серии пометок, которые могут быть весьма краткими, но которые обязательно фиксируют дату и место. В минимальном варианте полевой журнал состоит из дат и имен людей: имен людей, которых вы встречаете, место, где вы их встречаете. Однако чаще всего в этой части вы записываете намного больше: наблюдения, описания, рассказы.
На левой стороне разворота вы оставляете место для вашего исследовательского дневника. По крайней мере для серии вопросов. Здесь вы проводите главным образом полезный анализ не
только для ориентации вашего полевого исследования (например, чтобы определиться с кем вы будете устанавливать контакт), но, главным образом, для написания вашего первого редакционного черновика вашего отчета, вашей окончательной рукописи.
С правой стороны, таким образом, окажутся практические указания: кто, где, как, когда - всего того, что происходит. С левой стороны - наброски ваших вопросов, гипотез, ваших сомнений, ваших маленьких удачных констатации. Здесь следует также упомянуть также о прочитанных вами текстах, обо всем том, что составляет часть вашей интеллектуальной жизни.
Конечно, само собой разумеется, что выдержать такую строгую дихотомию невозможно. Довольно скоро те заметки, которые вы делаете на правой стороне, а именно заметки по поводу полевой части исследования, станут началом анализа, покроются вопросами и гипотезами. И достаточно скоро заметки, которые вы делаете на левой стороне, ваш рефлексивный поиск наполнится именами собственными и анекдотами. Именно поэтому мы останавливаемся именно на этой системе заметок друг против друга: вы всегда пишете на обеих половинках в один и тот же день, хотя когда-то вы можете оставлять или справа, или слева незаполненные странички.
Заметки визуализируют наше постоянное маятниковое движение между интеракциями полевого исследования и рефлексивным, более глубоким анализом. Полевой дневник позволяет исследователю осуществлять работу с самим собой, а также предварительную работу по освоению поля. Дело в том, что у каждого исследователя на первом этапе, безусловно, будут предварительные идеи по поводу того, с чем он столкнется в поле. Однако эти идеи бывают чаще всего размытыми и, в большей или меньшей мере, бессознательными. Наша первая задача состоит не в том, чтобы изначально отбросить эти предварительные представления, которые неизбежны и даже необходимы, а в том, чтобы их объяснить, сделать явными, подвести к тому, чтобы произошел настоящий разрыв с тем, что мы видели раньше. Именно это мы и должны делать, когда начинаем полевую фазу исследования, когда фиксируются наши первые впечатления, наши первые реакции. Они выдают ваши ожидания, поскольку мы в какой-то степени разочарованы. Они выдают наши проекции, потому что они оказываются несостоятельными. Все это бесследно исчезает, если у нас не нашлось времени, чтобы их отметить.
|
|
Именно журнал позволяет трансформировать явные заблуж
дения и, в первую очередь, заблуждения по оценке, по предвиде
нию поворота событий. Он является инструментом по выявлению
различных норм, которым подвержены как те, кого мы изучаем,
I 161
так и мы сами. Это то, что называется самоанализом: объективация наших субъективных ожиданий, нашей в большей или меньшей степени непризнанной ангажированности, которая в свою очередь социально детерминирована.
Мы предлагаем подвергнуть предварительной цензуре наши субъективные ожидания, нашу вовлеченность, вместо того чтобы тщательно их замаскировать под видимостью нейтральности, что, впрочем, является невозможным. Мы всегда можем найти время для того, чтобы их зафиксировать письменно, это самое лучшее, что вы можете сделать для того, чтобы от них избавиться и вести их учет в ходе ваших интерпретаций. Мы фиксируем наши наиболее субъективные впечатления, они являются лично вашими, по их поводу нам позже будет обязательно стыдно, но мы должны их экстериоризировать, доверив нашему полевому журналу. Лучше дадим им свободу выйти.
Работа по фиксации мысли невозможна до начала полевой стадии в тиши кабинетов на базе воображения, навеянного ссылками на литературу. Она должна вестись параллельно с первыми контактами, осуществленными во время полевой фазы, и продолжаться во время всей полевой фазы и даже после ее завершения.
|
|
Полевой журнал является также главным оружием, оружием дистанцирования. Последнее достигается главным образом через рефлексию. Речь здесь идет о том, что мы представляем из себя в глазах других, то есть мы подвергаем себя глубокому анализу: Почему мы хотим заниматься именно этим исследованием? Какую позицию я занимаю в этом мире? В чем эта позиция объясняет, по крайней мерс, частично мою точку зрения! Что я привношу в группу, в которой собираюсь участвовать в исследовании? Чувствуем ли мы себя комфортно или пет? Возникает ли у нас желание уйти в другую группу? В чем зависим мы от наших коллег? Зависят ли они от нас? Кто нам симпатичен, антипатичен? Почему?
Именно в письменной форме мы должны ответить па все эти вопросы. Это поможет избавиться от наших привычек, отойти от нашей изначальной точки зрения. Только полевой журнал преобразует обычный социальный опыт в опыт социологический: он позволяет восстановить не только значимые факты, которые ваша память рискует изолировать и декоптскстуализировать, по прежде всего объективное хронологическое разворачивание событий. Он представляет собой в некотором роде как бы архив самого себя.
Главная польза от полевого журнала заключается в его перечитывании, которое обнаружит дистанцию между тем, кто произ-
водил записи, и тем, кто их перечитывает. Благодаря изменению, совершившемуся во время полевой стадии, первые письменные' заметки служат одновременно точками отчета. Отсюда возникает интерес к составлению самых тривиальных заметок в отношении дат, мест, имен и изменений смысла. В них и заключается раскрытие точки зрения наивного исследователя.
Баланс этнографического описания и аналитики
В полевом журнале исследователь, с одной стороны, описывает реальные события, факты, встречи, результаты наблюдений с достаточной степенью детализации. Этот подход пришел к нам из других наук (таких, например, как антропология) и называется этнографическим.
Социологи взяли на вооружение технику исследования антропологов, которая состоит в подробном описании того, что делают люди в изучаемом пространстве. В буквальном смысле это можно выразить известным выражением «что вижу, то пою», то есть, находясь в поле, социолог может только детально описать все увиденное и услышанное. С другой стороны, записи в полевом журнале - это первый шаг к анализу описанных явлений. Именно поэтому в полевом журнале присутствует и другой тип записей, первичный анализ того, что он увидел и услышал. Это, как правило, исследователь делает тогда, когда у него накопилось достаточно материала, чтобы сделать анализ и, кроме того, когда у него есть для этого возможности (наличие определенного места, где он может сосредоточиться и его не будут отвлекать).
Если социолог проводит исследование в том же городе, где он живет, то эта аналитическая работа может быть проделана вечером у себя дома. В условиях командировки исследователь может сделать аналитические записи у себя в номере гостиницы, или, если условия этого не позволяют, найти другое тихое место.
Конечно, для сбалансированного сочетания этнографичности и аналитичности ведение вашего дневника в стиле, как было указано выше, предпочтительно. При таком ведении ваша описательная этнографическая часть будет сосредоточена в правой части страницы, а аналитика в левой. Однако необходимо отметить, что, как правило, тип, форма, содержание записей, которые ведутся исследователями, в немалой степени зависят от личных предпочтений исследователя, темы исследования, той обстановки, где вы ведете наблюдение и технологических возможностей.
Полевой журнал и наблюдение
Хотелось бы отметить, что как только исследователь приступает работать над исследованием в стиле кейс стади, неоформившаяся тема, исследовательские вопросы постоянно находятся у него в голове. Поэтому мы говорим о том, что исследование в стиле кейс стади - это определенный образ жизни, когда тема исследования и жизнь исследователя становятся неразрывно связаны. В этом случае в любой момент, находится ли социолог в поле или сидит у себя дома, к нему может прийти озарение но исследуемому вопросу, которое он захочет пометить у себя в ежедневных записях. Именно поэтому мы говорим о том, что исследовательский журнал должен быть всегда под рукой.
Необходимо отметить, что именно в поле у социолога появляется возможность запечатлеть хотя бы частично то богатство материала по исследуемой теме, которое он видит перед глазами. Именно поэтому очень важное место в исследовательском дневнике могут занимать результаты наблюдения за наиболее важными событиями, а также конкретные записи, представляющие собой выдержки из документов, представленных на стендах, вывесках, досках объявлений, в которых содержится важная информация по теме исследования. Таким образом, ведение записей и наблюдение - это вещи взаимосвязанные. Запись того, что вы наблюдаете, позволяет вам прояснить и организовать ваше мышление. Это, в конечном счете, ведет к тому, чтобы идентифицировать наиболее важные направления для дальнейшего наблюдения, которые ранее были забыты или которыми пренебрегли.
Как правило, днем, когда исследователь берет интервью наиболее интенсивно (а в некоторых случаях, особенно когда время работы на том или ином объекте ограничено, исследователь может взять до 10-15 интервью в один день), и у него нет времени записать свои размышления и наблюдения, которые он сделал за весь день. И только вечером, уединившись от суеты, ou может сделать пометки о наиболее лажных событиях и наблюдениях, которые случились за день.
В случае с лонгитюдными исследованиями, когда выходы в поле проводятся через определенный промежуток времени, такие записи могут быть ключевыми в построении картины изменении, которые произошли на том или ином объекте за прошедший период. Ниже приведена выдержка из полевого дневника:
Мысли, которые пришли мне в голову в ходе моего посещения завода 16 сентября 1996 года.
1. Завод приватизировался. И это сразу видно. По сравнению с предыдущими визитами наблюдается заметное уменьшение рабочих (343 человека по сравнению с тем, что было около 600 во время моего первого визита в 1993 г.). Кроме того, поговаривают, что будет еще дальнейшие увольнения. Сплетни: в октябре-декабре будет еще уволено 80-90 человек.
2. Система увольнений совершенно изменилась. Если ранее была система, построенная по принципу «первый пришел - последний ушел» (оставался приоритет старшинства), то теперь разработали новую систему, чтобы оставить наиболее гибких и молодых сотрудников.
3. Удивило, что полностью обновлена команда менеджмента. Старые лица практически не попадаются. Полная замена правящей элиты.
4. Организация пространства «под одной крышей». Смели до основания старый офис, где ранее сидели клерки, переведя всех, кто имеет отношение к производству, в цеха, ближе к производству.
5. Организация производства: абсолютно изменилась. Если ранее была типично тейлористская система, основанная скорее на конвейерном принципе и разделении функций рабочих и менеджеров, то теперь, по крайней мерс на слуху, «организация работы в командах», этакая японизация производства сверху. Необходимо проверить на разных уровнях, насколько этот девиз осуществляется па практике!!!
6. Прежний директор Фил был, несомненно, любимцем рабочих. У него была даже какая-то кличка типа «лимонадный Джо», многие рабочие здоровались с ним за руку, нынешнего же директора не приветствуют, но крайней мере на первый взгляд, практически ни на одном уровне организации. Он же сам в интервью сказал: «Бывают моменты, когда ты идешь по цеху, говоришь «здравствуйте» людям, а они не отвечают, притворяются, что не видят». В общем, говоря словами Дэйва, зама по производству, можно выразить чувства многих через следующую фразу: «Раньше мы были счастливее».
М.Киблицкая. Кейс стади английского завода по ремонту ваго-. нов «ВагРем», 1993-1996. Полевой дневник.