Проблема единства истории в рамках цивилизационного подхода (схема исследования цивилизаций Ш. Ито)

Ито: отталк-ся от критики 2 предшест. концепций развития чел-ва: 1) Европоцентрист. концепция ( Маркс, Ранке; стадии однолинейного развития; все общ-ва = в своеобрз. послед-ть от Др. Ц. и до Зап. Ц, кот. счит. единств. эталонной; Ц. Египта, Кит, Ислам. искл-ся из потока всемир. истории=побочные). 2) Мультицив-й подход (Данилевский, Тоинби, Шпенглер;критика магистрал. принципа развития, Зап. Ц. – всего лишь 1 из мн; мир-это разные Ци, кот развив-ся ||, акцент на их изолир-ть=>принцип философ. одноt-ти). Критика Ито: Ц. сущ-ют не изолировано, их внутр. ритмы измен-ся под воздей-м внеш. влияния др. Ц.; европоцентр-м недооцен-т и приниж-т разнообр-е мир. истории и роль др. Ц.=> Ито: сравнит. изуч. Ц. не принцип философ. одноt-ти, а выявл-е общих трансф-й в мир. масштабе. 5 вел. трансформаций («рев-й»): они д/б произойти во всех Ц. как первич-е (рожд. в данном общ-ве) или вторич. (под воздействием др регионов). Они не происх-ли одноt по всему земному шару=>неск. регионов-пионеров (рев-и без внеш. влияния) => распр-е на др. регионы и их трансф-я. 1) Антропол. рев-я (ок. 5 млн. донэ): антропогенез=выдел. Ч. из живот. мира: прямохожд-е, речь, труд. деят-ть. 2) Аграрная (неолит-я, ок. 11-5 тыс. л.назад): люди перестали пассив. восприн. прир. усл-я=>появл-е произв-го хоз-ва и переход к оседлости. Регионы-пионеры: Сев. Сирия, Побер. ЮВ Азии, Ю. Кит, Центр. Амер. 3) Городская (3,5-1,5 тыс. донэ): образ-е городов-гос-в, зарождение город. образа жизни; у всех в разное t, но общее: успешно прошли аграр. рев-ю, м/запас. > излишки продовол-я, б/развитые ирриг-е сист=> «Вел. речные Ц.»; их сущ-е треб. сильной монарх. вл+строгая общ. иерархия (жрецы, воины, ремесл, купцы, кр-не); Шумер (Тигр, Евфрат), Египет (Нил), Индий (Инд), Кит (Хуанхэ); появ-е собств-но Ц-й. 4) Осевая (8-4вв донэ): Ясперс: «осевое t» – период, когда формир-ся фил-я и религия; Израиль (вел. пророки и вера в ед. бога), Греция (вел. мыслители=основы фил-и), Индия (индуизм+Шакья Муни=Будда), Кит (конфуц, даосизм). Отличия: 1я рев-я осн-на на физич. трансф-ии, 2я – эконом. измен-я, 3я – соц. системы, 4я – преобраз-я души Ч. 5) Научная ( 16-17вв.): созд. науки соврем. типа; опир-ся на труды Коперника, Бэкон, Декарта, Галилея, Ньютона и т.д. Если ост. рев-и шли одноt и ||, то эта – искл. в Зап. Евр, но истор. знач-ть ее б/ со t перенесено в др. регионы и оказ. влияние на разв-е др. Ц.=> переход от умозрит к научному. Способствует промышл рев-и во 2/2 18в (2 стадия науч. рев-и). 20 в. дает толчок инф. рев-и (~3 стадия) в США и Евр. Все цив-и подвергаются великим рев-ям, идея истор. эстафетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: