Т е м а 2


пятствует проявлению интересующей нас тенденции, историчес­ки преходящее, тогда как текст произведения способен пережить не один исторический период и не одну историческую эпоху.

Юрий Николаевич Тынянов (1894 — 1943), писатель, переводчик, историк и те­оретик литературы. Ю.Н. Тынянов был членом ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка) и одним из создателей формального метода в литературоведении. Эволюция ведущих те­оретиков ОПОЯЗа от представления о ли­тературе как сумме приемов в сторону идеи системности обрела блестящее завершение в написанных Тыняновым совместно с P.O. Якобсоном тезисах «Проблемы изуче­ния литературы и языка» (1928). Литературные произведения Тынянова — романы о В.К. Кюхельбекере, АХ. Грибое­дове, АХ. Пушкине, повести и рассказы о русской старине — стали продолжением его трудов по истории русской литературы. Работа Ю.Н. Тынянова над методоло­гическими проблемами оборвалась на упо­мянутых выше тезисах в силу крайне не­благоприятных обстоятельств: атмосферы 1930-х годов и болезни. В фонде литерату­роведческой классики остались изданные в 1920-е годы труды Ю.Н. Тынянова, к ко­торым относятся «Литературный факт» (1924), «О литературной эволюции» (1927), «Проблемы изучения литературы и языка» (1928) и «Архаисты и новаторы» (1929). См. также сборник «Поэтика. Ис­тория литературы. Кино» (М., 1977).

Поэтому не приходится удивляться, что тенденция к тому, чтобы произведение, созданное автором как художественное, вос­принималось в соответствии с авторским замыслом, проявляет­ся тем полнее, чем шире оказывается круг читателей произведе­ния и чем дольше оно функционирует в этом кругу.

Существует обшир­ный корпус текстов, за - которым закрепилось название «художествен­ная литература», хотя читатели далеко не во все времена воспринимали эти тексты как художе­ственные. То же самое можно заметить о систе­ме «литература»: она су­ществует не потому, что мы знаем все о ее генези­се и устройстве, а потому, что автор произведения и читатель связаны между собою определенным об­разом и находятся ц опре­деленных отношениях друг к другу.

Термин «система» происходит от греческого слова systema, обозначаю­щего целостность, со­ставленную из частей. Определение системы присутствует в разных отраслях наук в узком и широком смысле — и как закономерно органи-


СИСТЕМА «ЛИТЕРАТУРА»



зованная совокупность однородных элементов (например, сис­тема падежей), и как совокупность систем и подсистем. Поня­тие системы допускает различную степень системности. Элемен­ты, существующие вне связей друг с другом, образуют так назы­ваемое «суммативное множество». Нетрудно заметить, что при самом общем подходе все в мире является системой с разной степенью системности — от космоса до атома, от живого орга­низма до клетки, от целостного художественного текста до сло­ва, от города до камня. Гораздо труднее найти примеры сумма-тивных множеств. Обычно в качестве примеров называют слу­чайное собрание людей на площади или кучу камней. Но при этом оговариваются, что оба примера не вполне корректны. Люди на площади образуют толпу, имеющую внутренние свойства и собравшуюся для какой-то общей цели, если даже целью этой является праздное времяпрепровождение. Куча камней уже сло­жена в целое. Более удачен образ многократного механического подбрасывания игральной кости вне игры. Но и он может быть оспорен.

Мир — система систем, каждая из которых может быть раз­ложена на подсистемы. В разных науках они неодинаковы и тре­буют собственного описания, учитывающего их специфику. С се­редины XX века системный подход, наряду с точными науками, стал широко использоваться в философии, естествознании, ме­тодологии и во многих частных науках, к примеру, в языкозна­нии. В 1977 году впервые была присуждена Нобелевская пре­мия за теорию систем. Ее обладателем стал И. Пригожий (р. 1917). В энциклопедических словарях и справочниках появились ста­тьи «система». В «Литературном энциклопедическом словаре» (1987) подобной статьи нет. Поэтому ограничимся пока общим определением. Под системой понимают некую целостность, об­разованную совокупностью элементов, находящихся в связях ив от­ношениях друг с другом. Помимо свойства связности обычно упо­минают также иерархичность как важнейший признак системы.

Когда Гегель сначала писал о произведении, а затем о его созда­теле и о субъекте, воспринимающем произведение, то он устанав­ливал не только расположение элементов в системе «искусство», но прежде всего их иерархию, обусловленную функциями каждого из трех элементов. Эта гениальная мысль, подхваченная русски-

O-3683




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: