Взгляды на природу ощущений

На бытовом уровне люди связывают ощущения с процессами познания отдельных свойств предме­тов и явлений. С ощущений как бы начинается пси­хика человека. Новорожденный входит в этот мир через ласковый голос матери, вкус и запах материн­ского молока, через ощущение ее нежных рук. Что же касается уровня научных взглядов, то здесь разверну­лись серьезные дискуссии по вопросам:

1.1.2. Можно ли считать ощущения человека основным ис­точником знаний о себе и окружающем мире?

1.1.3. Соответствует ли то, что ощущает человек, реальной действительности?

Суть этих дискуссий отражена в высказывании Ж. Лабрюйера: «Я не дерзну утверждать, что огонь жарок не сам по себе, а только благодаря ощущениям, возникающим у нас, когда мы приближаемся к нему, ибо опасаюсь, как бы в один прекрасный день он не стал столь же горячим, каким был прежде».

Наибольшие разногласия выявились между пред­ставителями идеалистического и материалистичес­кого мировоззрений. Первые убеждены: ощущения лишь мешают человеку познать мир, они как бы от­гораживают его от реальной среды, вносят искажения в получаемую со стороны информацию. Органы чувств, по их мнению, не отражают внешних воздействий ре­ального мира, а возбуждают внутренние психичес­кие процессы, генетически заложенные от природы. Этим создается субъективная видимость внешнего мира. Другими словами, человек ощущает лишь свои собственные субъективные состояния, но не действи­тельные предметы и явления мира. Вот некоторые доводы идеалистов:

1.3. врожденные инстинкты не порождаются ощущениями (например, сосательные движения новорожденного);

1.4. красота, гармония, добро, справедливость также не мо­гут быть объяснены с позиций ощущений;

1.5. необъективность ощущений доказывают зрительные и слуховые иллюзии.

В пользу позиции «идеалистов» свидетельству­ют и результаты исследований ощущения и воспри­ятия человеком цвета. Так, физики заявляют, что для человеческого глаза цвет не существует, имеется лишь субъективное его восприятие. Другими словами, цвет - психическое явление. Наша психика реагиру­ет не на цвет как таковой, а на длину волны, излучае­мую данным предметом. Например, видимость любого цвета можно создать интерференцией (смешением) различных электромагнитных волн. Человек же вос­принимает данный цвет в силу субъективного усвое­ния жизненного опыта.

Позиция представителей материалистического мировоззрения противоположна:

1.6. объективное отражение реального мира человеком воз­можно и реализуется через исторически сформиро­ванные специальные воспринимающие органы чувств («Ощущения земны, разум находится вне их, когда со­зерцает», - говорил Леонардо да Винчи);

1.7. ощущения являются главным источником знаний че­ловека. Без ощущений не возникло бы и его сознание. К человеку, потерявшему на какое-то время сознание, оно возвращается, как только он становится способ­ным ощущать;

1.8. ощущения животных, в отличие от ощущений челове­ка, ограничены биологическими потребностями (на­пример, гадюка реагирует на легкую вибрацию поверх­ности земли от шагов человека, но не реагирует на цвет его одежды). Таково примерно и соотношение уровней развития психики животных и человека.

Представители материализма возражают «субъек­тивистам», приводя многочисленные факты из реаль­ной жизни:

1.9. человек, лишенный от рождения способности, напри­мер, ощущать звук, не может представить себе игру флейты, бой барабана или тональность голосов собе­седников так, как это доступно человеку с нормаль­ным слухом;

1.10. ограниченность приема информации в раннем детстве приводит к задержке психического развития ребенка;

1.11. ощущения чаще всего возникают и исчезают в те моменты, когда появляются и исчезают воздействия внешней среды;

1.12. различные внешние воздействия вызывают соответ­ствующие им ощущения, т.е. ощущения весьма диффе­ренцированно отражают реальный мир;

1.13. человек, изолированный продолжительное время от воздействий внешнего мира (помещенный, например, в сурдокамеру), впадает в сонное состояние и впослед­ствии тяжело переносит такой «сенсорный голод».

Если бы сторонники этих противоположных взгля­дов могли внимательнее прислушаться друг к другу, то, очевидно, они пришли бы к некоторому согласию в том, что ощущения обязаны и генетическому нача­лу, и резервам для развития, таящимся в жизненном опыте индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: