Раздражитель - звуковые волны (колебания частиц воздуха), исходящие от какого-то источника. Эти волны попадают в слуховой проход / (резонатор), усиливаются и заставляют вибрировать барабанную перепонку 2 (рис. 1.5). Эти колебания поступают в среднее ухо на усилительный элемент - поршнеподобный механизм среднего уха, состоящий из молоточка 3, наковальни 4 и стремечка 5. Мембрана овального окна 6 передает колебания улитке 8, заполненной жидкостью. В улитке расположены чувствительные клетки - рецепторный слуховой аппарат (орган Корти), преобразующий колебания в электрические сигналы.
Рис. 1.5. Упрощенная схема строения уха
Передача акустической информации в мозг осуществляется слуховым нервом 10. По его волокнам сигналы в виде электрических импульсов попадают в слуховой центр головного мозга. Именно здесь завершается формирование слуховых ощущений.
Процесс непосредственного формирования слуховых ощущений длится около 180 мс. Выход на качественные показатели требует дополнительного времени (например, на адаптацию, моторику и др.).
|
|
Во внутреннем ухе находятся также органы поддержания равновесия тела, о которых речь пойдет далее (полукружные каналы 7, окно 9).
В соответствии с параметрами звуковых волн различают типы слуховых ощущений человека.
Ощущения высоты звука отражают частоту колебаний звуковых волн: чем больше частота колебаний, тем выше звук. Частота колебаний измеряется в герцах (Гц). Один герц - это одно колебание в секунду.
Диапазон ощущений высоты звука зависит от возраста, психического и физического состояния человека. Нижний порог ощущения высоты звука равен 16-20 Гц, верхний - 20 000-22 000 Гц.
Лучше всего высота звука ощущается на частотах в диапазоне 1000-3000 Гц (это галдеж галок, усевшихся на дерево). Звуки, высота которых выше 22 000 Гц (ультразвуки) и ниже 16 Гц (инфразвуки), не сопровождаются слуховыми ощущениями, но оказывают реальное воздействие как на организм (зачастую негативное, проявляющееся в подташнивании, головокружении, физической слабости), так и на саму личность (выражается в повышении конформности, внушаемости). Особо опасны акустические колебания с частотой 7 Гц, нарушающие работу сердечно-сосудистой системы, вплоть до прекращения работы сердца.
Для примера: высота звука мычания коровы составляет около 900 Гц, стрекотание кузнечика - 15 ООО Гц.
Ощущения громкости звука отражают амплитуду колебаний звуковых волн: чем больше амплитуда, тем громче звук. Ощущения этого типа субъективны, так как зависят от ориентации головы человека на источник звука, от индивидуальных особенностей человека (особенно его возраста) и от высоты звука. Громкость звука измеряется в децибелах (дБ). (Для общего представления: один децибел - это громкость звука от ручных механических часов, находящихся на расстоянии 0,5 м.)
|
|
Нижний абсолютный порог слуха по громкости звука составляет примерно 0,1 дБ. Верхний порог (примерно 140 дБ) может вызывать болевые ощущения. Для ориентировки:
1.43. разговор шепотом - 20 дБ;
1.44. обычный разговор собеседников - 16-22 дБ;
1.45. интенсивное уличное движение - 80 дБ;
1.46. шум турбин реактивного самолета на расстоянии 250 м- 110 дБ;
1.47. сильный раскат грома во время грозы - 120 дБ;
1.48. музыка рок-группы - 140 дБ.
Громкость звука от 85 дБ и выше считается небезопасной. Она способна разрушать рецепторы слуха. Особенно это касается тех случаев, когда громкий звук невозможно контролировать слушателю (это звуки, исходящие от чужих источников). Громкий звук своего источника (магнитофона, например) переносится легче. Известно, что шум в 65 дБ снижает внимание человека на 15%.
Защита слуховой системы от сверхсильных звуков обеспечивается снижением интенсивности акустических воздействий благодаря работе мышц, соединяющих барабанную перепонку со слуховыми кос
точками. При слабых раздражителях мышцы усиливают работу 3-косточного механизма, при сильных - ослабляют.
Ощущение продолжительности звука отражает возможность слухового анализатора реагировать на звуки различной продолжительности звучания. При длительности звука 2-3 мс человек лишь отмечает факт его наличия, но не может определить качественные параметры, воспринимает такой звук как щелчок. Минимальная продолжительность отчетливого ощущения, например высоты тона, равна 50 мс.
Ощущения тембра звука отражают форму колебания звуковых волн. Тембр - это своеобразная «окраска» звуков, имеющих одинаковую высоту и громкость, но издаваемых разными источниками (гитарой и аккордеоном, например).
В реальной обстановке звуки представляют собой сочетание звуковых колебаний различных частот. Так, звучание камертона, который используют для настройки музыкальных инструментов, соответствует частоте колебания ноты «соль». Об этом знают все музыканты. Различают звуковые колебания гармоничные (консонанс) и негармоничные (диссонанс).
Чрезмерно интенсивные звуки не просто вызывают неприятные ощущения. Они опасны для жизни человека. Об этом известно с древних времен. Так, еще в III в. до н. э. в Китае был издан приказ следующего содержания: «Того, кто оскорбит могущественнейшего, впредь не вешать, а слушать ему без перерыва игру флейтистов и барабанщиков, пока не падет замертво, ибо это самая мучительная смерть, которой может умереть человек». Установлено, что у городских жителей острота слуха заметно снижается уже к 30 годам. Для сельских жителей эта цифра равна 70. Более того, шум уменьшает продолжительность жизни человека на 8-12 лет.
Следует отметить, что человек не может находиться продолжительное время в абсолютно полной тишине, ведь он подсознательно связывает звуки с ритмами текущей жизни. Установлено, что полное отсутствие звуков порождает пассивность, снижает настроение, вызывает психические расстройства.
Механизм слуховых ощущений остается до сих пор не выясненным до конца. Так, английский физик
Э. Резерфорд предположил, что слуховая мембрана колеблется с частотой источника звука. Затем эти колебания преобразовываются в электрические сигналы и передаются в мозг.
Этой гипотезе противоречит тот факт, что по нервным путям могут передаваться импульсы с частотой, не превышающей 1000 Гц. Но ведь, как было сказано, верхний порог ощущений составляет около 20 ООО Гц. Как же осуществляется передача звуков с более высокими частотами? Вопрос остается без ответа.
|
|
Известный немецкий естествоиспытатель Г. Гельмгольц выдвинул идею о том, что под действием звуков разной частоты различные участки слуховой мембраны деформируются по-разному и тем самым передают в мозг звуковые колебания различной частоты. Однако выяснилось, что колебания при частоте 50 Гц и ниже вызывают равномерную деформацию мембраны по всей ее поверхности. Возможно, истина заключается в соединении обеих гипотез.
Слуховые центры ствола мозга связаны со структурами моторных систем и ретикулярной формации. Это обеспечивает выполнение рефлекторных реакций человека в ответ на акустические воздействия (сокращение мышц среднего уха, поворот головы в сторону источника звука и др.).