Религиозные конфликты в современном мире

Существует ряд постоянно действующих факторов, которые могут привести к возникновению религиозных конфликтов. Эти факторы таковы.

Поликонфессиональный характер государства. Наиболее ярким примером действия этого фактора может служить ситуация в Ливане. Ливан – уникальная страна по конфессиональному составу, в нем проживают более двадцати религиозных групп. Свыше половины населения составляют мусульмане (сунниты, шииты, друзы), около 25 % ливанских арабов – христиане-марониты. В Ливане проживают армяне и греки, исповедующие христианство, курды и палестинские беженцы, в массе своей относящиеся к мусульманам, но среди них есть и последователи христианства. На протяжении веков каждая этнорелигиозная община стремилась сохранить свой обособленный характер, при этом лояльность клану всегда ставилась выше верности государству. Таким образом, религиозные общины сосуществовали как отдельные социокультурные группы. В 1943 г., когда Ливан стал независимой республикой, был заключен негласный Национальный пакт, который предусматривал систему распределения высших должностей в зависимости от принадлежности к религиозной общине (президент республики – христианин, премьер-министр – мусульманин-суннит, а председатель парламента – мусульманин-шиит). Христиане-марониты, традиционно составляющие наиболее состоятельную часть ливанцев, благодаря такому распределению власти значительно укрепили свои позиции в стране, что не могло не вызывать недовольства у мусульманского населения. Создание ОАР[5] 5

ОАР – Объединенная Арабская Республика. Была создана в результате референдума 1958 г., в ее состав вошли Египет и Сирия. В 1961 г. после военного переворота Сирия вышла из состава ОАР, однако это название сохранялось за Египтом вплоть до 1971 г.


[Закрыть] в 1958 г. активизировало деятельность мусульман в Ливане и привело к вооруженным столкновениям. В 1960-х гг. Ливан оказался втянут во внутриарабские конфликты, в результате шестидневной войны 1967 г. и наплыва палестинских и иорданских беженцев он превратился в один из главных центров деятельности антиизраильских политических организаций. В 1975–1976 гг. спорадические столкновения между мусульманами и христианами переросли в кровопролитную гражданскую войну. В состав мусульманской коалиции вошла Организация Освобождения Палестины (ООП), на помощь маронитам пришел Израиль. В результате посреднической деятельности ЛАГ[6] 6

ЛАГ – Лига арабских государств. Международная региональная организация арабских стран.


[Закрыть] ситуация в стране стабилизировалась, на ливано-израильской границе была создана буферная зона для защиты Израиля от базирующихся в Ливане боевых отрядов ООП. В 1982 г. израильские войска вторглись на территорию южного Ливана для того, чтобы вытеснить оттуда ООП, что и было сделано, а для стабилизации обстановки были введены межнациональные силы (США, Великобритании, Франции и Италии). Мусульманская коалиция (включавшая движение АМАЛЬ, которое поддерживала Сирия, исламский АМАЛЬ, Хезболлах, которые поддерживал Иран), не признала ливано-израильского соглашения и начала осуществлять диверсионные действия против иностранных войск, что привело к их выводу в 1984 г. Окончательное истощение сил мусульманской и маронитской коалиций побудило воюющие стороны заключить в 1989 г. Хартию национального согласия. В стране остались сирийские войска, и суверенитет Ливана был существенно ограничен. Период относительного затишья закончился, когда в 2005 г. бывший премьер-министр Ливана Харири был убит. На волне массовых выступлений, спровоцированных этим убийством, а также под давлением западных стран сирийские войска наконец-то покинули Ливан. Новое прозападное правительство не смогло взять под свой контроль ситуацию в стране, и межконфессиональные противоречия вновь обострились. Шиитская проиранская группировка Хезболлах (ее лидер – шейх Насралла) контролировала южные районы Ливана, пограничные с Израилем; власть центрального правительства в этих районах была номинальной. Летом 2006 г. действия боевиков Хезболлы спровоцировали очередное израильское вторжение на территорию Ливана. Израильская армия предприняла массовые бомбардировки, что привело к жертвам среди мирного населения. Боевики Хезболлы оказали упорное сопротивление, и впервые за много лет военная акция Израиля не достигла своих конечных целей. Под давлением международного сообщества израильские войска покинули территорию Ливана, в южные районы страны были введены регулярные части ливанской армии и международные миротворческие силы, но внутриполитическая ситуация в Ливане, прежде всего в конфессиональной сфере, осталась крайне напряженной.

Особенности государственного строительства. Большинство стран Азии и Африки долгое время находились в колониальной или полуколониальной зависимости от европейцев и обрели суверенитет около пятидесяти лет назад. Зачастую новые государства создавались метрополиями без учета исторически сложившихся общностей (в том числе и религиозных), а границы проводились в зависимости от политической и военной конъюнктуры. В результате общности, исповедовавшие одну и ту же религию, оказывались разобщенными. Такая ситуация сложилась, например, в Эфиопии, в состав которой входили народности и территории, отличающиеся в этническом и религиозном отношении и сохранявшие определенную долю самостоятельности. В 1993 г. в результате многолетней гражданской войны провинция Эритрея превратилась в самостоятельное государство, где основная религия – ислам, тогда как население Эфиопии исповедует христианство.

Дискриминация отдельных религиозных групп населения, проявляющаяся в социально-экономическом неравенстве, а также в преобладании в политической элите страны представителей определенной конфессии. Такая ситуация сложилась, например, в Ираке, где исторически господствовало арабское суннитское меньшинство, в то время как большая часть арабского населения была представлена шиитами; кроме того, на севере страны проживают курды. Такое положение сохранялось как при короле, вплоть до революции 1958 г., так и при последующих режимах, включая правление Саддама Хуссейна. Господство суннитов вызывало недовольство у шиитского большинства, что привело к шиитскому восстанию 1991 г. Конфликт между суннитами и шиитами дал о себе знать и во время событий 2003 г. Быстрое падение режима Саддама Хуссейна, всех его государственных и общественных институтов во многом было связано именно с тем, что значительная часть населения Ирака к началу вторжения американо-английских войск не поддерживала существующую политическую систему. Последние годы шииты играют все большую роль в политической жизни Ирака, они доминируют во вновь созданных органах власти, государственной безопасности и армии. Это, в свою очередь, вновь порождает конфликтную ситуацию внутри Ирака и провоцирует террористическую деятельность суннитских боевиков. Этот же фактор спровоцировал и внутренний конфликт на Филиппинах, где дискриминированное мусульманское меньшинство в 1969 г. подняло восстание под лозунгами свержения филиппинского «колониализма».

Экономическая, военная идеологическая или политическая поддержка оппозиционного религиозного движения извне. Особую роль этот фактор может сыграть в том случае, если на территории двух и более государств проживают приверженцы одной религии. Действие этого фактора становится очевидным при рассмотрении проблемы сепаратистского движения в индийских штатах Джамму и Кашмир. В 1947 г. британская Индия приобрела независимость, на ее территории на основе религиозного принципа было создано два государства: Индийский союз (большинство населения – индуисты) и Пакистан (большинство населения – мусульмане), причем территория Индийского союза разделяла Пакистан на Западный (современный Пакистан) и Восточный (современный Бангладеш). Княжествам было предоставлено право самостоятельно принимать решение о вхождении в состав Индии или Пакистана, в результате чего княжество Кашмир, несмотря на преимущественно мусульманский состав населения, вошло в состав Индии. Конфликт в Кашмире вылился в первую индо-пакистанскую войну, в ходе которой северо-западная часть княжества отошла Пакистану, другая часть – Индии, эти земли были соединены с сопредельными районами и составили индийский штат Джамму и Кашмир. Участники сепаратистского движения в этом штате требуют воссоединения со своими единоверцами в Пакистане. Ситуация осложняется тем, что восточная часть штата исторически тяготеет к Тибету, и после победы китайской революции в 1949 г. КНР стала также проявлять интерес к вопросу о Кашмире, так как Тибет находится под китайским контролем.

Вмешательство одних государств в дела других под предлогом борьбы с нарушениями прав единоверцев. В качестве примера можно привести ирано-иракский конфликт, начавшийся в 1980–1988 гг. Причиной этого конфликта стали соперничество за доминирование в регионе, а также экономические интересы – борьба за нефтяные месторождения в зоне Персидского залива. Однако в качестве одной из официальных причин было названо противостояние суннитов и шиитов. Другим примером могут служить события в Югославии: несмотря на введение эмбарго на поставку оружия, мусульмане Боснии и Герцеговины получали военную помощь от других мусульманских государств, что осложняло разрешение данного конфликта.

Иногда вмешательство политики в сферу религии приводит к конфликтам среди сторонников одного и того же религиозного учения внутри представителей одной конфессии. Такова, например, ситуация в современной Украине. Исторически сложилось так, что на западе этой страны в свое время утвердилась Уния, связавшая православную церковь с католическим Римом. Униатская церковь сыграла в свое время важную роль в формировании украинского национализма. В годы советской власти униатская церковь на территории Украинской ССР была насильственно ликвидирована, а ее приходы включены в состав Русской православной церкви. В последние годы перестройки сторонники униатской церкви стали выступать за ее легализацию и добились этого. В результате возникло противостояние между православными и униатами в западных регионах Украины. В этот религиозный конфликт стали вмешиваться политические силы националистической ориентации, активно поддерживающие униатов. Но этим вмешательство политического фактора в религиозную жизнь украинского общества не ограничилось. После обретения Украиной независимости некоторые из политических деятелей стали активно выступать за создание православной церкви, не зависимой от Московского патриархата. Итогом этого стал раскол украинского православия. Наряду с Украинской православной церковью, подчиняющейся Московскому патриархату и являющейся автономной частью Русской православной церкви, существует так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата. Эта церковь не признается другими православными церквями в качестве поместной (т. е. легитимной), но пользуется поддержкой некоторых представителей власти. В ряде регионов Украины именно церковным приходам сторонников так называемого Киевского патриархата передаются здания храмов. Это происходит в условиях, когда подавляющее большинство православных в Украине – прихожане Русской православной церкви (Украинской православной церкви Московского патриархата). Ситуация такова, что в западных областях Украины доминирует униатская (греко-католическая) церковь, в центральных регионах особую активность проявляет Украинская православная церковь Киевского патриархата, а на востоке и юге страны сторонников ни первой, ни второй церквей практически нет, и подавляющее большинство верующих принадлежит к канонической православной церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Такая территориальная конфигурация религиозных ориентаций населения почти полностью совпадает с линией цивилизационного разлома Украины на регионы, отличающиеся своими политическими ориентациями и предпочтениями. Это обстоятельство может и дальше подпитывать политические конфликты в Украине, проявлениями которых были события так называемой «оранжевой революции». Хотя эта «революция» осталась в прошлом, политическое противостояние в украинском обществе далеко от своего завершения.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите и прокомментируйте функции религии как социального института.

2. Назовите типы взаимодействия религии и политики.

3. Можно ли утверждать, что в классических мировых религиях содержатся призывы к насилию? Аргументируйте свой ответ.

4. Какой фактор является основополагающим в ливанском конфликте?

5. Проанализируйте события последних лет в Ираке с точки зрения религиозного фактора.

6. Как религиозный фактор сказался в конфликтах на территории бывшей Югославии?

function LoadAd1(){ if(document.getElementById('goog2')){ document.getElementById('goog2').innerHTML=document.getElementById('goog2_loader').innerHTML; document.getElementById('goog2_loader').innerHTML=''; } } function LoadAd2(){ if(document.getElementById('goog3')){ document.getElementById('goog3').innerHTML=document.getElementById('goog3_loader').innerHTML; document.getElementById('goog3_loader').innerHTML=''; } } setTimeout("LoadAd1()",800); setTimeout("LoadAd2()",1500);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: