Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Северо-Осетинская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра факультетской терапии с эндокринологией,
ВПТ и профессиональными болезнями
Методические рекомендации
Для выполнения самостоятельной
Внеаудиторной работы студентов 4 курса лечебного, 5 курса педиатрического
И медико-профилактического факультетов
По профессиональным болезням
Владикавказ - 2010
Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов 4 курса лечебного, 5 курса педиатрического и медико-профилактического факультетов по профессиональным болезням утверждена на заседании методической комиссии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава. Протокол №1 от 09.09.2009 г.
Учебно-методическое пособие составлено доцентом кафедры факультетской терапии с эндокринологией, ВПТ и профессиональными болезнями М.М. Теблоевым.
Рецензенты:
· Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней с физиотерапией и ВСО д.м.н. И.Н. ТОТРОВ;
· Зав. кафедрой общей гигиены, профессор А.Р. Кусова.
Содержание:
Тема: Введение в клинику профессиональных
болезней.................................................................................................... 4
ТЕМА: Профессиональные заболевания, возникшие
вследствие функционального перенапряжения
и микротравматизацией
опорно-двигательного аппарата............................................... 8
Тема: Профессиональные интоксикации
ядохимикатами, применяемыми в сельском хозяйстве.
Тема: Врачебно-трудовая экспертиза и вопросы
трудовой реабилитации при профессиональных
заболеваниях......................................................................................... 10
Тема:Профессиональные отравления парами
металлической ртути........................................................................ 12
Тема: Хроническая свинцовая интоксикация................... 14
Тема: Хроническая интоксикация марганцем................... 16
Тема: Вибрационная болезнь......................................................... 18
ТЕМА: ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА
ОРГАНИЗМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН РАДИОЧАСТОТ
И ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ...................................................................... 20
ТЕМА: ИНТОКСИКАЦИЯ АРОМАТИЧЕСКИМИ
УГЛЕВОДОРОДАМИ (БЕНЗОЛ, ТОЛУОЛ, КСЕНОЛ И ДР.).................. 22
ТЕМА: ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
ТОКСИКО-ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ................................................ 24
Тема: ПневмОкониозы....................................................................... 26
Тема: Пылевые бронхиты................................................................. 28
Тема: Профессиональная бронхИальная астма................. 30
Тема: Введение в клинику профессиональных
Болезней.
Профессиональная патология как клиническая дисциплина. Особенности ведения истории болезни обследования больных с профессиональными заболеваниями. Вопросы экспертизы трудоспособности.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.
1. История развития профессиональной патологии в России.
2. Структура профпатологической службы в России.
3. Что такое профессиональные вредности?
4. Перечислите основные вредные производственные факторы, имеющие место на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.
5. Основные сведения о приказе №90 МЗРФ от 14 марта 1996г.
6. Содержание работы медсанчасти предприятия.
7. Какая цель предварительных и периодических осмотров, и в каких случаях они проводятся?
8. Перечислите медицинскую документацию, заполняемую при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров рабочих.
9. Изложите классификацию профессиональных болезней по этиологическому признаку.
10. Каковы особенности течения профессиональных болезней на современном этапе?
11. Перечислите основные особенности диагностики профессиональных заболеваний и интоксикаций.
12. Какие документы необходимы для решения вопроса о связи заболевания с профессией?
13. Изложимте социально-правовые особенности связанные с установлением профессионального заболевания. Список профессиональных заболеваний
Роль врача по гигиене труда в установлении связи в профилактике профессиональных заболеваний.
II. Целевые задачи:
Студент должен знать: | Литература: |
1.Общие принципы классификации, патогенеза, диагностики и лечения профессиональных заболеваний. 2. Организацию медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий, общие принципы профилактики профессиональных заболеваний. 3. Врачебно трудовыю экспертизу и реабилитацию больных профессиональными заболеваниями. 4. Врачебную этику и вопросы медицинской деонтологии в профессиональной патологии. | 1. АртамоноваВ.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни,- М., Медицина, 1996.-С. 5-16., 2004г. 2. Руководство по профессиональным болезням/ Под ред. Н.Ф. Измерова.- М., Медицина, 1996.Т. 1.-С. 14-28,48-53. |
Студент должен уметь: | 1.Профессиональные болезни для студентов медицинских вузов. В.Г. Артамонова, Н.А. Мухин. М., Медицина, 2006г. 2. Руководство к практическим занятиям по профессиональным болезням. Н.Н.Шаталов, В.Г.Артамонова. М., Медицина. 1991г. 3. Руководство по профессиональным болезням/ Под ред. Н.Ф. Измерова.- М., Медицина, 1983г. 4. Приказ №90 МЗРФ от 14 марта 1996г. М., 1996г. 5. Вопросы медицинской деонтологии и особенности организации медико-социальной экспертизы пострадавших на производстве при профессиональных заболеваниях. М.М. Теблоев. Владикавказ 2009г. |
1.Оценивать роль факторов производственной среды, оказывающих влияние на развитие профессиональных заболеваний и течение общих болезней. 2. Диагностировать профессиональные заболевания с учетом данных профмаршрута, санитарно- гигиенической характеристики условий труда и результатов клинико-лабораторного обследования пациента. 3. Проводить лечение этих больных. 4. Организовывать мероприятия, направленных на профилактику профессиональных болезней и восстановление трудоспособности заболевших. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1 учебно-методическое пособие для програмированного обучения и контроля студентов по профессиональным болезням.(Контрольные задания и ответы на контрольные задания) Владикавказ 2009г.
2. Ситуационные и клинические задачи для студентов медицинской академии по курсу «Профессиональные болезни» Владикавказ2007г.
3. Тестовый контроль по профессиональным болезням для студентов педиатрического, лечебного и медико-профилактического факультетов. Владикавказ2009г.
ТЕМА: Профессиональные заболевания, возникшие вследствие функционального перенапряжения и микротравматизацией опорно-двигательного аппарата.
І. Вопросы для проверки исходного уровня (базового) знаний:
1. Охарактеризуйте условия труда, которые могут быть причиной возникновения профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата.
2. Назовите причины возникновения вегетативной полиневропатии профессионального характера.
3. Проведите дифференциальную диагностику профессиональной вегетативной полиневропатии.
4. Охарактеризуйте клиническую картину плечелопаточного периартроза, методы лечения и ВТЭ.
5. Каково диагностическое значение рентгенологических исследований при этом заболевании.
6. Расскажите о патогенезе эпикондилеза, о дифференциальной диагностике этого заболевания.
7. Расскажите о клинических симптомах профессиональных миозитов, методах их диагностики. Как решаются вопросы трудоспособности.
8. Охарактеризуйте клиническую картину болезни де Кервена.
9. Какова клиника и методы лечения «защелкивающегося» пальца?
10. Какова роль предварительных и периодических медицинских осмотров в профилактике профессиональных заболеваний верхних конечностей?