Статья 1. Студенты и лица, осуществляющие надзор (именуемые в дальнейшем "координаторы консультации"), обязаны защищать интересы клиента смело и честно, невзирая на вытекающие из такой позиции последствия для себя и другого лица.
Статья 2. Позиция студентов и координаторов консультации должна отражать желание оказания клиенту помощи.
Статья 3. При оказании юридической помощи студенты и координаторы консультации обязаны соблюдать принципы добросовестности, старательности и своевременности проведения всех работ.
Статья 4. Студенты и координаторы консультации обязаны сохранить конфиденциальность и обеспечить невыявление и ненадлежащее использование всего того, что им стало известно в связи с участием в деятельности консультации. Данная обязанность не ограничивается во времени.
Статья 5. Консультация не может вести дела, в которых проявляется конфликт интересов клиента с интересами:
а) лица, которое было или является клиентом консультации;
б) лица, которое было или является клиентом лица, действующего в кон
сультации в качестве студента, лица, осуществляющего надзор или отно
сящегося к вспомогательному персоналу организации; было или является
клиентом субъекта, в рамках которого указанные лица оказывали или при
нимали участие в оказании юридической помощи.
|
|
Статья 6. Студент или координатор консультации не может оказывать юридической помощи:
а) результат которой может касаться его самого или его имущества;
б) в случае, если раньше он оказывал юридическую помощь другой сто
роне по одному и тому же делу или по делу, связанному с этим делом, или
если он выступал в качестве свидетеля;
в) если данное дело касается близкого лица или лица, с которым он
остается в серьезном личном конфликте.
г) клиентам, интересы которых противоречат друг другу, даже если кли
енты дают на это согласие. В случае выявления противоречий по ходу ока
зания юридической помощи студент обязан проинформировать клиентов
о том, что дальнейшая помощь не представляется возможной.
Статья 7. Студент, действующий в рамках другого субъекта, оказывающего платную юридическую помощь, не может стать студентом консультации.
Статья 8. Студенту и координатору консультации нельзя оказывать юридическую помощь, которая облегчила бы совершение преступления или указала на возможность избежания уголовной ответственности за деяние, которое должно быть совершено в будущем.
Статья 9. Студентам в разрабатываемой оценке или проектах процессуальных документов нельзя сознательно приводить неправдивые сведения.
Статья 10. Студенты и координаторы консультации не могут оправдывать нарушения принципов этики ссылкой на соображения, высказанные клиентом.
|
|
Статья 11. При оказании юридической помощи студенты и координаторы консультации обязаны соблюдать принципы дельности.
Статья 12. При оказании юридической помощи студенты и координаторы консультации должны принимать во внимание правовые и неправовые аспекты вопроса, определяемого с учетом перспективы клиента, его системы ценностей. В беседах с клиентом студент должен учитывать необходимость оказания моральной поддержки.
Статья 13. Студент должен активно включать клиента в процесс исследования потенциальных решений вопроса, представляя ему юридически достоверные возможности защиты его интересов.
Статья 14. Студент обязан информировать клиента о каждом действии, предпринятом в рамках юридической помощи, и о ее результате, а также систематически отвечать на его вопросы.
Статья 15. Студент должен отказать в юридической помощи клиенту, который потерял доверие к нему.
Статья 16. Студент не может оказывать помощь, если за ней обращается не уполномоченное на это лицо.
Статья 17. Консультация обязана выдать по требованию клиента все представленные им письма и копии документов.
Статья 18. Консультация не обязана нести расходов, связанных с оказанием юридической помощи, например судебной пошлины.
Статья 19. Студенту и координатору юридической консультации нельзя принимать от клиента никакой материальной или личной пользы в связи с оказанием юридической помощи.
Статья 20. Взаимные отношения между студентами и координаторами консультации должны характеризоваться товариществом и желанием оказать помощь.
ЧАСТЬ II
Глава 5
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ КЛИЕНТА
И |
нтервьюирование (от англ. interview - интервью) переводится на русский язык как беседа, собеседование.
Термин "интервьюирование клиента" получил международное признание: юристы всего мира под интервьюированием клиента понимают собеседование с клиентом с целью получения у него информации, имеющей правовое значение.
При этом следует четко разграничивать деятельность юриста, связанную с проведением собеседования (интервьюированием), и консультирование, под которым понимают юридическую помощь клиенту в выборе удовлетворяющих его способов решения проблемы законными средствами. Поэтому навыки консультирования будут рассмотрены в отдельной главе. Для разграничения интервьюирования и консультирования принимают во внимание прежде всего цели этих видов деятельности юриста. Цель проведения интервью мы уже определили - это получение от клиента информации, имеющей правовое значение, на основе которой юрист предложит клиенту варианты правового разрешения возникших проблем. Цель консультирования - разъяснить клиенту правовые способы решения его проблем, прогнозирование возможных последствий применения этих способов и оказание помощи в выборе одного из возможных способов решения правовой проблемы клиента.
Собеседование (интервьюирование) является необходимой составляющей деятельности любого юриста, в какой бы области юриспруденции он ни работал. Но в контексте данной книги мы будем говорить о навыках, необходимых для такого рода деятельности применительно к работе адвоката Это вызвано тем обстоятельством,что работа студентов в юридической клинике по оказанию правовой помощи протекает практически в тех же рамках, что и работа адвокатов.
Навыки интервьюирования являются важным практическим умением при проведении собеседования. В значительной степени они определяют успешность дальнейшей работы юриста по оказанию правовой помощи.
Но надо ли учиться, как проводить собеседование? Разве человек, обратившийся за юридической помощью, не заинтересован в том, чтобы как можно подробнее и обстоятельнее рассказать юристу о своих проблемах? В этом случае задача юриста состоит только в том, чтобы, выслушав клиента, дать ему правовую консультацию, т.е. разъяснить правовые аспекты имеющихся у него проблем и возможные правовые способы их разрешения.
|
|
Представим себе людей, которые обращаются за советом к юристам. Во-первых, это люди, которые, столкнувшись с жизненными трудностями, не могут их разрешить самостоятельно, без обращения к специалисту. Как правило, эти люди плохо представляют себе способы преодоления данных трудностей и их последствия. Им предстоит общение с незнакомым человеком - юристом. Уже одна мысль о том, что в обстоятельства личной жизни будут вмешиваться посторонние, способна привести любого человека в смятение, вызвать нервозность и, как следствие, помешать рассказать о своих проблемах. Во-вторых, это люди разного культурного уровня, разных национальностей, разного темперамента. Поэтому далеко не все из них обладают способностью выделить в возникшей жизненной ситуации именно правовые аспекты, не все из них могут самостоятельно связно и последовательно изложить юристу именно те факты, которые важны для дела.
Следовательно, юрист должен владеть навыками проведения собеседования (интервьюирования), чтобы в результате этой работы получать от разных людей (клиентов) полную и достоверную информацию, необходимую для правильной правовой оценки полученных фактов.
О каких же навыках интервьюирования может идти речь?
Прежде всего отметим, что подобного рода навыки следует рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, необходимо обратиться к общим вопросам юридической этики, уделив особое внимание тем из них, которые особенно актуальны для проведения собеседования с клиентом. Во-вторых, необходимо рассмотреть способы построения самой беседы с точки зрения возможности выделения в ней определенных стадий, или этапов, которые помогут более эффективно провести интервью. В-третьих, необходимо обсудить приемы постановки вопросов во время
|
|
такой беседы. И наконец, в-четвертых, следует принимать во внимание психологические аспекты проведения собеседования.
Для более предметного анализа названных аспектов познакомимся с содержанием первой беседы адвоката и клиента.
В приемную адвоката, опираясь на палку, заходит пожилой, лет семидесяти, мужчина.
Адвокат, приподнимаясь со своего места:
- Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь вот здесь.
Клиент опускается на стул, который стоит сбоку от стола адвоката.
А: Так Вам удобно?
К.: Да, спасибо.
А.: Давайте познакомимся. Меня зовут Михаил Петрович Любомиров. Я - адвокат. Сегодня я веду прием граждан и готов оказать Вам правовую помощь. Но Вы, наверное, знаете, что услуги наши платные?
К.: Фамилия моя Сенякин, а зовут Сергей Николаевич. Что услуги у вас платные, я знаю. Сколько мне надо заплатить за Ваш совет?
А: Если речь пойдет только о консультации, это будет стоить от 50 до 150 руб. в зависимости от того, насколько сложный у Вас будет вопрос.
К.: В таких пределах я заплатить готов.
А: Хорошо. О конкретной сумме договоримся несколько позже. А теперь скажите, Сергей Николаевич, Вы впервые у адвоката?
К.: У адвоката я действительно первый раз. Не думал, что придется дожить до такого.
А.: Вы думаете, что в обращении за помощью к юристу есть что-то необычное, унижающее человека?
К.: Да как Вам сказать... Унижения особого, может, и нет, да не привык я дела своей семьи с посторонними людьми обсуждать.
А.: Если Вы обратились за помощью к адвокату, то он уже не посторонний для Вас человек. Все, что Вы сочтете мне возможным рассказать, останется строго между нами. Я по своему положению адвоката обязан хранить в тайне сведения, которые мне доверяют обратившиеся ко мне за помощью люди. И чем подробнее Вы расскажете мне о возникших проблемах, тем больше у меня будет возможности помочь Вам. Так что же у Вас случилось?
К.: Дело в том, что у меня сейчас сложилась очень тяжелая ситуация с моими самыми близкими людьми. Я уже в преклонных летах. Жена моя умерла два года назад, и нет мне никакого покоя, не могу я оставшееся мне время прожить спокойно...
А.' Может быть рано так отчаиваться. Успокойтесь. Я Вас внимательно слушаю.
К.: У нас с женой было двое детей: дочь и сын. Сын, к нашему несчастью, рано ушел из жизни. Одна память о нем - внук Алексей. А вот с дочерью мы никак не можем найти общего языка. Вроде бы и воспитывали их... одинаково, и образование дали, и материально помогали. Но не уважает она меня. Не прислушивается к моим советам. И помощи от нее никогда никакой не дождешься. Никогда не думал, что придется мучиться так на старости лет...
А.; Сергей Николаевич, успокойтесь. Я понимаю, сложно пожилому человеку без поддержки, без материальной помощи близких. Но ведь близким можно и напомнить, что у них есть такая обязанность. Как Вы полагаете, Ваша дочь обязана оказывать Вам материальную поддержку? У Вас маленькая пенсия? И Вам в этих тяжелых условиях не хватает на жизнь?
К.: Да не г, дело не в э гом. Я вполне могу обойтись и той пенсией, ко i о-рую выплачивает государство. Дело не в гом, что я хочу получи гь от своей дочери какую-то материальную помощь. Her, дело совсем не в этом. Мне бы хотелось, чтобы мы, родные друг другу люди, жили в мире и согласии. А она ни свою жизнь личную устроить не смогла... Го один раз замуж, го другой раз замуж. И всегда мужья у нее какие-то совершенно несамостоятельные. Постоянной работы у нее нет. Уж как мы с женой из сил выбивались. Помогли квартиру кооперативную ей купить. И все не так у нее. Того и гляди, и квартиру эту продаст. И неизвестно, где жить будет.
А.: Сергей Николаевич, так Вас беспокоит, что Ваша дочь может кому-то продать принадлежащую ей квартиру? Ведь эта квартира принадлежит ей? Или она была приобретена на Ваше имя?
К.: Нет, речь идет не об этом. Я уже говорил, что от моего умершего сына остался внук Алексей. Ему уже 18 лет. Он живет со мной. А вот дочь моя Татьяна никак не находит с ним общего языка. И он ее уважать не может. Вот я и думаю, жить-то мне осталось не так уж много, а как дальше сложится жизнь моего внука? Ведь у него, кроме меня и моей дочери, и родных-то никого нет.
А.: Сергей Николаевич, почему Вас так беспокоят отношения, которые сложились у Вашего внука с Вашей дочерью?
К.: Видите ли, я хочу, чтобы моя квартира перешла моему внуку. Вот я и беспокоюсь, не захочет ли моя дочь после моей смерти получить квартиру как наследница? Она ведь, как теперь говорят, "деловая". С внуком считаться не будет. А внук, чтобы с ней не встречаться, по молодости да глупости возьмет да и съедет с квартиры. Так ни с чем и останется.
А.: Вот в чем дело. Значит, Вас интересует вопрос о том, как можно передать право собственности на квартиру?
К.: Да, меня очень интересует этот вопрос. Я бы хотел, чтобы та квартира, в которой я живу, принадлежала только моему внуку. Объясните мне, что я должен сделать для того, чтобы моему внуку было обеспечено право на эту квартиру.
А.: Хорошо, Сергей Николаевич. Я понял, что Вас интересует. Но прежде позвольте несколько уточняющих вопросов?
К.: Да-да, пожалуйста.
А.: Ведь Вы говорили, что у Вашей дочери есть квартира?
К.: Да, есть.
А.: А где Ваша дочь фактически проживает?
К.:. Дочь живет в своей однокомнатной квартире, отдельно от меня. А я и внук живем вместе. Квартира у нас неплохая. В центре города. Три комнаты. Все коммунальные удобства имеются. Вот я и думаю, не придет ли в голову моей дочери мою хорошую квартиру заполучить?
А.: А в какой квартире зарегистрирована по месту жительства или, как говорили раньше, прописана Ваша дочь?
/С: В своей квартире и прописана.
А.: Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Вы получили квартиру, в которой живете?
К.: Эту квартиру я получил 20 лет назад, когда еще работал, на всю семью, а потом мы ее приватизировали.
А: Скажите, пожалуйста, в каком году Вы приватизировали эту квартиру?
К.: В девяносто третьем.
А: Кто из Вашей семьи проживал в это время в квартире?
К.: В это время в квартире жили и были прописаны только я и моя супруга. Дети к тому времени уже жили своими семьями. Дочери Татьяне мы помогли купить кооперативную квартиру. Сын Алексей женился и перешел жить к своей жене. Жили они вместе с ее родителями. Там же у них родил-
ей сын, мой внук Алексей. Так что приватизировали квартиру только я и моя жена.
А.: Значит, после приватизации собственниками квартиры стали только Вы и Ваша супруга?
К.: Да.
Д.: А после смерти Вашей супруги как решался вопрос о собственности на квартиру?
К.: Еще до смерти моей жены, сразу после приватизации, мы с ней договорились обменяться завещаниями. Пошли к нотариусу, составили завещания. Я - на имя жены, а она - на мое имя. Так, чтобы квартира перешла тому из нас, кто переживет.
А.: А где сейчас находится завещание Вашей жены?
К.: Я его отнес в нотариальную контору, а там мне через какое-то время выдали документы, два документа, кажется, свидетельствами они называются, и нотариус сказал, что теперь право на эту квартиру есть только у меня.
А.: Сергей Николаевич, а на сегодняшний день кого из близких родственников Вы имеете?
К.: Внук Алексей и дочь - вот и все мои близкие. Больше никого нет. Я уже говорил вам, три года назад сын и невестка моя погибли в автомобильной катастрофе. После их смерти внук Алексей перешел жить к нам. С дедушкой и бабушкой по материнской линии у него отношения не очень хорошие сложились. Да еще и дядя по материнской линии был против, чтобы Алексей остался проживать в той квартире, где родился. Мы с женой, напротив, с удовольствием приняли внука к себе. Квартира у нас большая, и с внуком у меня отношения дружеские. Хороший он у меня парень. Так что сейчас в этой квартире мы живем вдвоем.
А.: Ну вот, не все у Вас так плохо. Хороший внук рядом - это не так уж и мало.
К.: Да, внук у меня хороший. Не то что большинство нынешней молодежи. Ведь на все время у него хватает: и учится в институте, и спортом занимается, и подрабатывает. Не хочет на мою пенсию жить. И со мной поговорить время находит...
А.: Вот и славно. Хорошо, Сергей Николаевич. Значит, мы с Вами выяснили, что у Вас есть трехкомнатная квартира, которая находится в Вашей собственности, т.е. принадлежит только Вам. В настоящее время в этой квартире зарегистрированы по месту жительства только Вы и Ваш восемнадцатилетний внук Алексей.
К.: Да.
А.: Скажите еще, Сергей Николаевич, сколько лет Вашей дочери и как она себя чувствует, какое у нее здоровье?
К.: Лет моей дочери 40, и со здоровьем у нее все в порядке, только работать не больно любит. А зачем Вам это знать?
А.: Это не простое любопытство. Сведения эти мне необходимы, чтобы не ошибиться в совете. А теперь скажите, Сергей Николаевич, каким образом Вы бы хотели передать эту квартиру своему внуку? Или какие условия такой передачи Вас бы больше всего устроили?
К.: Видите ли, в чем дело. В первую очередь я бы, конечно, хотел, чтобы эта передача состоялась таким образом, чтобы моя дочь не имела права на эту квартиру после того, как меня не будет. Ну а до своей смерти я бы, конечно, хотел прожить именно в ней. Ведь эту квартиру я заработал. В этой квартире мы были когда-то счастливы. Жили с моей покойной женой. Поэтому, конечно, для меня обязательное условие передачи этой квартиры моему внуку... чтобы я сохранил право жить в ней до смерти.
А.: Понятно. Сергей Николаевич, давайте еще раз подведем итог нашего разговора. Итак, Вы и Ваш носемнадцатилегний внук Алексей проживаете в трехкомнатной квартире. Эта квартира находится только в Вашей собственности, и Вы располагаете необходимыми документами, подтверждающими этот факт. Кроме Вашего внука Алексея у Вас есть дочь Татьяна, которая проживает отдельно, имея в собственности квартиру. Ваше желание относительно квартиры, в которой Вы живете, состоит в том, чтобы собственником этой квартиры стал только Ваш внук Алексей, а Вашу дочь Татьяну Вы хотите лишить права получить в наследство хотя бы часть этой квартиры. В то же время Вы хотите до последнего дня Вашей жизни прожить именно в этой квартире. Я правильно Вас понял?
К.: Да. Все правильно".
Если оценивать приведенное интервью с точки зрения целей, для достижения которых оно проводилось, то, безусловно, оценка должна быть положительной, поскольку адвокат полностью выяснил суть правовой проблемы обратившеюся к нему человека.
Попробуем проанализировать это интервью с точки зрения названных выше аспектов, имеющих непосредственное отношение к навыкам проведения собеседования, и таким образом выяснить, что помогало и что затрудняло работу адвоката при ведении беседы с клиентом.
Юридическая этика и интервьюирование
Одним из постулатов юридической этики является признание самоценности человеческой личности, всемерное содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому интервью в первую очередь должно быть основано на уважительном отношении к личности гражданина, обратившегося к юристу за помощью.
[ (роявил ли такое отношение к собеседнику адвокат Любомиров?
Ответ может быть только положительным.
Это выразилось и в том, как адвокат привегствовал вошедшего к нему клиента, и в уважительном тоне разговора с ним. Адвокат не раздражался по поводу того, что клиент затруднялся с объяснениями своих проблем, не высказывал пренебрежения к излишнему преувеличению клиентом сложности имеющихся у него затруднений.
Другим важнейшим правилом адвокатской этики является доверительность отношений между адвокатом и клиентом. Это этическое правило также является основой интервью. Вряд ли возможно достигнуть цели интервьюирования - получение полной информации, - если адвокат не сумеет вызвать доверия к себе со стороны клиента.
Доверительность отношений между адвокатом и клиентом базируется еще на одном этическом правиле, имеющем весьма большое значение для интервью. Речь идет о конфиденциальности отношении адвоката и его клиента, об обязанности адвоката соблюдать профессиональную тайну, предметом которой является как сам факт обращения к нему конкретного человека, так и содержание бесед с клиентом и любая другая информация, касающаяся оказания юридической помощи.
Стремление установить доверительные отношения адвоката Любомирова с клиентом видно хотя бы из того, как он разъясняет своему клиенту суть отношений между адвокатом и обратившимся к нему человеком:
"Если Вы обратились за помощью к адвокату, то он уже не посторонний для Вас человек. Все, что вы сочтете мне возможным рассказать, останется строго между нами. Я по своему положению адвоката обязан хранить в тайне сведения, которые мне доверяют обратившиеся ко мне за помощью люди. И чем подробнее Вы расскажете мне о возникших проблемах, тем больше у меня будет возможности помочь Вам".
Итак, выработка навыков проведения собеседования с клиентом должна начинаться с усвоения правил профессиональной этики. Особенно актуальным это является для студентов юридической клиники. Как уже отмечалось, в настоящее время многие юридические клиники, созданные при вузах, разработали и приняли этические кодексы, которые включают также правила, регулирующие отношения клиента и юридической клиники.