Нигилизм в исследованиях психологов

Уникальность настоящего

Не имеется никаких фундаментальных оснований, почему какое-то определенное «настоящее» должно рассматриваться как более «действительное», чем любое другое время; наблюдатели в любой момент времени всегда будут рассматривать себя находящимися в настоящем. Однако, в теориях «течения времени» каждый момент становится настоящим в свою очередь, так что, в итоге, получаем симметричную ситуацию. Несмотря на то, что еще имеются онтологические различия между прошлым, будущим и настоящим, симметричность не наблюдается.

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов

Нигилизм в исследованиях психологов

Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идет по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путем, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою самость(или Я). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.

Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряженность) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма— нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера, способах поведения, т.е. в патологической организации личности в целом.

Пратитьясамутпада (пали paṭiccasamuppāda IAST, санскр. प्रतीत्यसमुत्पाद, pratītyasamutpāda IAST), двенадцатичленная формула бытия (также, более корректно, двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения) — в буддийском учении — механизм объясняющий происхождение круговорота перерождений сансары. В основе этой цепи находится неведение (авидья), которое также называют «корнем сансары». Звенья цепи связаны между собой посредством Кармы — законом причино-следственной связи. Традиция считает что этот закон сформулирован самим Буддой.

  1. Неведение (пали. avijjā IAST, санскр. अविद्य, авидья, тиб. маригпа, кит. 無明 у-мин) относительно своей и окружающих вещей истинной природы — пустоты — является причиной
  2. Действий (пали. sankhārā IAST, санскр. संस्कार, самскара, тиб. дхудже, кит. 行 син), которые неизбежно накапливают карму, что активизирует:
  3. Сознание (пали. viññāṇa IAST, санскр. विज्ञान, виджняна, тиб. намше, кит. 識 ши), с семенами действий в виде кармических привычных тенденций, которые созревают в:
  4. Название и форму (пали. nāmarūpa IAST, санскр. नामरूप, нама-рупа, тиб. мингчжук, кит. 名色 мин-сэ), иными словами, скандхи, что, в свою очередь, вызывает:
  5. Основу восприятия (пали. saḷāyatana IAST, санскр. षडायतन, садаятана, тиб. кьече друк, кит. 六入 лю-жу), т. е. шесть способностей чувств, из чего возникает
  6. Контакт (пали. phassa IAST, санскр. स्पर्श, спарша, тиб. рекпа, кит. 觸 чу), т. е. встреча объекта, органа чувств и чувственного сознания, что явится причиной возникновения:
  7. Ощущения (пали. vedanā IAST, санскр. वेदना, ведана, тиб. цорва, кит. 受 шоу), и результатом приятного, неприятного или нейтрального ощущения будет:
  8. Желание (пали. taṇha IAST, санскр. तृष्णा, тришна, тиб. сепа, кит. 愛 ай), которое неизбежно превращается в:
  9. Хватание, попытку удержать (пали. upādāna IAST, санскр. उपादान, упадана (праявастхана), тиб. ленпа, кит. 取 цу), заканчивающую процесс:
  10. Становления (пали. bhava IAST, санскр. भव, бхава, тиб. сипа, кит. 有 йоу), т. е. побуждение войти в следующую фазу существования, и в результате происходит:
  11. Рождение (пали. jāti IAST, санскр. जाति, джати, тиб. кьева, кит. 生 шен), которое с неизбежностью приводит к:
  12. Старению и смерти (пали. jarāmaraṇa IAST, санскр. जरामरण, джара-марана, тиб. гава чива, кит. 老死 лао, сы).

[править] Мантра взаимозависимого возникновения

Происхождение мантры связано с историей, изложенной в Винае. Один из первых архатов-учеников Будды — Ашваджита — суммировал преподанное им учение в виде стихотворной строфы по просьбе Маудгальяны. Строфа, гласившая: «Все дхармы [явления] причинно происходят; эти причины объяснил Татхагата, объяснил также и их прекращение; таково учение великого шрамана», стала известна как мантра взаимозависимости и широко применяется в тибетском буддизме:


ཨོཾ་ཡེ་དྷ་རྨཱ་ཧེ་ཏུ་པྲ་བྷ་ཝཱ་ཧེ་ཏུནྟེ་ཥཱ་ནྟ་ཐཱ་ག་ཏོ་ཧྱ་ཝ་དཏ།ཏེ་ཥཱན་ཙ་ཡོ་ནི་རོ་དྷ་ཡེ་ཝཾ་ཝཱ་དཱི་མཧཱ་ཤྲ་མ་ཎ་ཡེ་སྭཱ་ཧཱ།


Ом е дхарма хету прабхава, хетунтешан татхагатохьявадат, тешам чаё ниродха, эвам вади махашраманае сваха

Мистерия - обряд инициации, в котором человек умирает и вновь рождается "не проходя ворот смерти". Человек очищается и рождается заново перед лицом богов.

Описание Мистерий по Холу:

"Мистерии Одина проводились в пещерах, число которых было равно девяти и которые представляли Девять Миров Мистерий. Кандидат, ищущий допуска в Мистерию, должен был возвратить к жизни Бальдра. Хотя кандидат не понимал этого, он сам играл роль Бальдра. Он называл себя странником; пещера была символом миров и сфер Природы. Жрецы, которые посвящали его, представляли солнце, луну и звезды.

После нескольких часов блужданий в хитросплетениях коридоров кандидата подводили к статуи Бальдра Прекрасного, прототипа всех инициированных в Мистериях. Посвящаемый прославлялся как человек вновь рожденный: о нем говорили, что он умер и вновь родился, не проходя ворот смерти".

(

(21.12.2012)Пришел к выводу, что странные девичьи(а возможно и женские) улыбки способствуют алгебраическим перлам… 12:57


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: