Содержание лекционного курса

БЛОК 1. Тема 1. Науковедческие предпосылки исследования истории и методологии юридической науки.

(2 часа)

Процесс познания и его результат. Особенности научного познания. Научное познание и понятие. Операции мышления: абстрагирование, обобщение, опосредование. Объективированная система знаний.

Философия и система научного знания. Проблема взаимосвязи философии и науки.

Предпосылки появления систематизированного научного знания. Оформление науки в качестве социального института. Внешняя и внутренняя институционализация науки.

Рефлексивность науки. Науковедение как самостоятельная отрасль научного знания.

Место и роль истории науки в науковедческом знании. Модели исторической реконструкции науки. Подходы к периодизации науки: формальный, диалектический.

Соотношение объекта и субъекта науки.

Наука и критерий истинности. Проблема возможности познания объективной действительности. Ориентации в системе науки.

Рационализм и эмпиризм. Наука и культура. Сциентизм и антисциентизм.

Современная наука о необходимости изучения научной эволюции. История науки и эволюция духовного производства. Духовная культура и тип научного знания. Понятие "эпистема". Мишель Фуко об эпистеме.

БЛОК 1. Тема 2. Методология в юридическом познании и деятельности.

(2 часа)

Понятие научного метода. Трактовка метода в юридической науке. Значение метода в юридической науке, требования к нему.

Метод и методологический принцип. Понятие методологического принципа. Соотношение метода и методологического принципа.

Факторы, определяющие выбор метода юридического познания. Методы юридической науки и практики. Ценность методов юридического познания.

Методы и методология в юридическом познании: динамизм и перспективы развития.

БЛОК 3. Тема 5. Развитие научной юриспруденции в Новое время.

(2 часа)

Миропонимание Нового времени и формирование эпистемы "классической рациональности".

Особенности построения социального и юридического знания в Новое время. Ценность понятия "природа". Социальный "атомизм". Ориентация науки на практику. Антропоцентричность права. Развитие теорий естественного права как общефилософского направления юридической науки.

Развитие юридической догмы в Новое время. Самодостаточность догмы права, ее автономность. Правовая догматика и практическая юридическая деятельность. Новое время и потребность в юридическом образовании.

Г.В.Ф. Гегель об юридической науке и философии права.

Методы юридического и философского познания Нового времени. Энциклопедия и философия права.

Юридическая наука и образование в России в XVII - XVIII веках.

Дифференция юридико-догматического знания. Формирование отраслей права в странах континентальной Европы и их влияние на возникновение юридической отраслевой науки.

БЛОК 3. Тема 6. Методология Нового времени. Классическая рациональность и философия. Диалектический метод в познании права и государства.

(2 часа)

Рационализм и эмпиризм Нового времени. «Новая индукция» Френсиса Бэкона. Новоевропейский рационализм Рене Декарта. Томас Гоббс об определении, умозаключении (силлогизме) и доказательстве. Сенсуализм Джона Локка. "Деятельностная" диалектика Иоганна Фихте.

Гносеологические предпосылки гегелевской диалектики. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля. Гегель о формальной и диалектической логике. Действительность как "результат во взаимосвязи со своим становлением". Развитие по спирали. Взаимопереход количественных и качественных изменений. Противоречие как источник развития. Гегель о трех ступенях "логического". Триада в философии Гегеля. Парность категорий в "Науке логики" Гегеля.

Гегель о категориях диалектики: отношение и связь; движение и покой; единичное, особенное и общее; качество, количество и мера; причина и следствие; необходимое, случайное, возможное; содержание и форма; сущность, явление, основание. Противоречие. Единство противоположностей. Восхождение от абстрактного к конкретному. Диалектическое отрицание.

БЛОК 5. Тема 10. Методологическое разнообразие XX века и современная юриспруденция.

(2 часа)

Системный метод исследования и его значение в науке XX века. Системный метод в обществоведении. Эвристические свойства системы. Достоинства и недостатки системного подхода. Эвристические возможности системного подхода в юриспруденции.

Радикальный релятивизм и методологическое разнообразие второй половины XX века.

Кибернетическая методология и юридическая наука.

Феноменология как метод познания. Понятие "жизненный мер". Редукция как средство познания. Отличие феноменологической методологии от методологии классической рациональности. Феноменологический подход к правовой действительности.

Герменевтика и право. «Герменевтический круг» в познании права

Синергетический метод в познании, его основные характеристики. Возможности синергетического освоения политико-правовой действительности.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия проходят в интерактивных формах в парах или микрогруппах сменного состава. На практических занятиях отрабатываются навыки, полученные в ходе освоения теоретического курса. Студентам рекомендуется заблаговременно изучить соответствующие теме главы и разделы в предлагаемых учебных пособиях. При подготовке к работе в микрогруппах состава следует ориентироваться на тот промежуток времени, который указан в методических разработках. Работа в парах или микрогруппах сменного состава организована в логике проблемного обучения – студенты получают и решают определенные проблемы, во время проверочной работы студенты под руководством преподавателя участвуют в оценивании разработанных вариантов решений. То есть студенты находятся в субъектной позиции, поощряется ясное выражение их собственных мнений по обсуждаемым вопросам и проблемам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: