Вступая во взаимодействие, люди оказывают влияние друг на друга. Механизмами этого влияния обычно считают заражение, внушение, подражание, принуждение, убеждение.
Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, который может совершаться и бессознательно, и вполне осознанно. Результатом бывает эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся людей, что наиболее интенсивно проявляется в толпе, но может происходить и в небольших группах.
В русском языке этот механизм зафиксирован в выражении «заразительный смех», «заразить примером», «заразиться страхом», «заразительная амнезия» и т. п.
Внушение — целенаправленное неаргументированное воздействие на другого человека или на группу. По определению В.М. Бехтерева, это «непосредственное прививание психических состояний, не нуждающееся в доказательствах и логике». Внушение отличается от заражения тем, что внушающий (суггестор) сам не находится в том состоянии, которое он пытается привить воспринимающему внушение (суггеренду). Этот процесс сопровождается снижением сознательности и критичности восприятия, отсутствием активного понимания и развернутого логического анализа.
|
|
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Принуждение — неаргументированное силовое воздействие.
Убеждение — целенаправленное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, представляющее собой словесное доказательство идей, обоснование решений, планов и поступков.
Психологическое воздействие на человека окажется наиболее эффективным, если оно опирается на различные механизмы воздействия: и на убеждение, и на внушение, и на заражение, и т. д.
На занятиях тренинга делового общения отрабатываются различные методы аргументации, являющиеся элементами убеждения.