Основные принципы дизайна

Принцип (от лат. principium - начало, основа)

- основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д.;

внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности,

нормы поведения и деятельности;

– основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или

руководства к действиям.

В теории дизайна выделяют пять основных взаимосвязанных принципов деятельности:

1. принцип системности - учет при проектировании связей объектов дизайна с другими изделиями, со средой функционирования и восприятия этого объекта человеком - потребителем (или группой людей). Объект дизайна рассматривается как компонент определенной системы в тесной взаимосвязи с использующим и воспринимающим его человеком (группой людей). Объект проектирования рассматривается как система, организуемая на основе учета взаимосвязанных факторов формообразования, осмысливается в системе «человек – предмет – среда»;

2.принцип научной обоснованности - необходимость следовать в процессе дизайн-проектирования общеметодологическим установкам теории дизайна, учитывать положения социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, кибернетики, эстетики, культурологии и пр. Дизайнерское творчество обусловлено системой сложно взаимосвязанных факторов, отражающих требования производства и потребления изделий, выражающих утилитарно-техническую и духовно-ценностную стороны сущности создаваемых вещей (их наборов, комплектов, систем) и среды в целом. Дизайнерские разработки должны быть научно обоснованными;

3.принцип коллегиальности - участие в проектировании объектов специалистов различного профиля и количества (дизайнеров, конструкторов, технологов, экономистов, эргономистов, экологов, социологов, психологов, товароведов, маркетологов и т.п.). Т.к. благодаря дизайнеру достигается целостный и всесторонний подход к объекту разработки - он координатор деятельности коллектива разработчиков проекта и консультантов. Чем технически проще объект разработки и меньше масштаб проектных задач, тем слабее проявляется принцип коллегиальности;

4.принцип методической обусловленности - обязательности соблюдения полноты содержания и последовательности этапов процесса дизайн-проектирования, результаты которого воплощаются в соответствующей художественно-конструкторской документации;

5.принцип гуманистической направленности - гуманизация предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование «техноформы» (технической структуры и формы) в «антропоформу» объекта проектирования. Антропоцентризм дизайна базируется на принципах и идеалах гуманизма.

антропономность и человекосообразие (соразмерность и гармоничность человеку)

социокультурные принципы:

1.адекватность (продукты проектной деятельности как выражение приверженности традиции,

созерцательности, способности жить настоящим в противовес рационализму, утилитаризму,

функционализму, героическому стремлению к новому и способности жертвовать настоящим во имя

будущего.

2. актуальность (своевременность) и предвосхищаемость предложения и использования “продукта”

дизайна данному пространственно-временному континууму;

3. разумность (социально-культурная мудрость устроения объектов; продукты проектирования должны

отражать общее настроение социума);

природные принципы:

1. естественность (проектная деятельность укоренена в психологии человека)

2. предопределенность развития и естественного отбора в дизайне

3. сохранение ресурсов всех типов

4. взаимосоответствие естественного и искусственного мира в строении и функциях

5. взаимодействие

Организационные принципы:

1. инновационность (генерирование нового)

2. синергетичность (самоорганизация действия по принципу “всегда вовремя и на месте”);

3. обменность (незамкнутость, циркуляция)

Сегодня при проектировании используются и принципы «универсального дизайна»:

1. Равенство в использовании: дизайн полезен и имеет рыночную ценность для людей с разным уровнем возможностей.

2. Гибкость в использовании: дизайн учитывает широкий спектр индивидуальных предпочтений и способностей.

3. Простота и понятность в использовании: как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.

4. Доступность информации: дизайн эффективно доставляет пользователю нужную информацию, независимо от внешних условий и его способностей восприятия.

5. Допустимость ошибки: дизайн минимизирует риски и неблагоприятные последствия непредвиденных ошибок.

6. Низкое физическое усилие: потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться продуктом дизайна, с минимальными затратами физической силы.

7. Габариты и пространство, удобные для пользования: предоставление соответствующих габаритов и пространства для пользования продуктом дизайна независимо от размеров тела, позы и подвижности пользователя.


Универсальный дизайн, или «дизайн для всех» (инклюзивный) получил признание во всем мире. это дизайн среды, средств коммуникации, продуктов и услуг, способствующий их применяемости всеми людьми, вне зависимости от возраста, размера тела или способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: