Принцип (от лат. principium - начало, основа)
- основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д.;
внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности,
нормы поведения и деятельности;
– основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или
руководства к действиям.
В теории дизайна выделяют пять основных взаимосвязанных принципов деятельности:
1. принцип системности - учет при проектировании связей объектов дизайна с другими изделиями, со средой функционирования и восприятия этого объекта человеком - потребителем (или группой людей). Объект дизайна рассматривается как компонент определенной системы в тесной взаимосвязи с использующим и воспринимающим его человеком (группой людей). Объект проектирования рассматривается как система, организуемая на основе учета взаимосвязанных факторов формообразования, осмысливается в системе «человек – предмет – среда»;
2.принцип научной обоснованности - необходимость следовать в процессе дизайн-проектирования общеметодологическим установкам теории дизайна, учитывать положения социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, кибернетики, эстетики, культурологии и пр. Дизайнерское творчество обусловлено системой сложно взаимосвязанных факторов, отражающих требования производства и потребления изделий, выражающих утилитарно-техническую и духовно-ценностную стороны сущности создаваемых вещей (их наборов, комплектов, систем) и среды в целом. Дизайнерские разработки должны быть научно обоснованными;
|
|
3.принцип коллегиальности - участие в проектировании объектов специалистов различного профиля и количества (дизайнеров, конструкторов, технологов, экономистов, эргономистов, экологов, социологов, психологов, товароведов, маркетологов и т.п.). Т.к. благодаря дизайнеру достигается целостный и всесторонний подход к объекту разработки - он координатор деятельности коллектива разработчиков проекта и консультантов. Чем технически проще объект разработки и меньше масштаб проектных задач, тем слабее проявляется принцип коллегиальности;
4.принцип методической обусловленности - обязательности соблюдения полноты содержания и последовательности этапов процесса дизайн-проектирования, результаты которого воплощаются в соответствующей художественно-конструкторской документации;
5.принцип гуманистической направленности - гуманизация предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование «техноформы» (технической структуры и формы) в «антропоформу» объекта проектирования. Антропоцентризм дизайна базируется на принципах и идеалах гуманизма.
|
|
антропономность и человекосообразие (соразмерность и гармоничность человеку)
социокультурные принципы:
1.адекватность (продукты проектной деятельности как выражение приверженности традиции,
созерцательности, способности жить настоящим в противовес рационализму, утилитаризму,
функционализму, героическому стремлению к новому и способности жертвовать настоящим во имя
будущего.
2. актуальность (своевременность) и предвосхищаемость предложения и использования “продукта”
дизайна данному пространственно-временному континууму;
3. разумность (социально-культурная мудрость устроения объектов; продукты проектирования должны
отражать общее настроение социума);
природные принципы:
1. естественность (проектная деятельность укоренена в психологии человека)
2. предопределенность развития и естественного отбора в дизайне
3. сохранение ресурсов всех типов
4. взаимосоответствие естественного и искусственного мира в строении и функциях
5. взаимодействие
Организационные принципы:
1. инновационность (генерирование нового)
2. синергетичность (самоорганизация действия по принципу “всегда вовремя и на месте”);
3. обменность (незамкнутость, циркуляция)
Сегодня при проектировании используются и принципы «универсального дизайна»:
1. Равенство в использовании: дизайн полезен и имеет рыночную ценность для людей с разным уровнем возможностей.
2. Гибкость в использовании: дизайн учитывает широкий спектр индивидуальных предпочтений и способностей.
3. Простота и понятность в использовании: как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.
4. Доступность информации: дизайн эффективно доставляет пользователю нужную информацию, независимо от внешних условий и его способностей восприятия.
5. Допустимость ошибки: дизайн минимизирует риски и неблагоприятные последствия непредвиденных ошибок.
6. Низкое физическое усилие: потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться продуктом дизайна, с минимальными затратами физической силы.
7. Габариты и пространство, удобные для пользования: предоставление соответствующих габаритов и пространства для пользования продуктом дизайна независимо от размеров тела, позы и подвижности пользователя.
Универсальный дизайн, или «дизайн для всех» (инклюзивный) получил признание во всем мире. это дизайн среды, средств коммуникации, продуктов и услуг, способствующий их применяемости всеми людьми, вне зависимости от возраста, размера тела или способностей.