Давно известно, что... Я не удосужился запастись
точными ссылками
Хотя не оказалось возможным Эксперимент провалился, но я
найти точные ответы на постав- считаю, что, по крайней мере,
ленные вопросы... смогу выжать из него
публикацию
Три образца были отобраны Результаты, полученные на
для детального изучения... других образцах, не давали
никакой почвы для выводов
и были проигнорированы
Имеет большое теоретическое Интересно для меня
и практическое значение...
Утверждается... представляет- Я считаю
ся... считается, что...
Общепринято, что... Еще двое отличных ребят
думают точно также
Наиболее надежными следует Он был моим аспирантом
считать результаты, получен-
ные Джонсом...
(Взято из: Гилберт, Малкей, 1987).
Шутливый характер этих примеров не лишает их серьезного значения. Большинство действий ученых порождается в контексте неформального научного общения, где они наполнены уникальными личностными смыслами, выражают психологические особенности исследователей и взаимоотношения между ними. Лишь затем, в процессе переориентации на формальные ситуации, эти действия "обрабатываются" в соответствии с нормами науки: очищаются от всего субъективного, наполняются объективированными когнитивными смыслами, отделяются от своих социально-психологических корней и лишь в таком виде описываются в научных текстах и в публичных выступлениях ученых. С. Ярли, анализирующий процесс подобной “обработки”, показывает, что ее основным способом является переинтерпретация действий, пересмотр причин, их породивших. Она включает, во-первых, переопределение содержания причин - вытеснение характеристик субъекта характеристиками объекта, во-вторых, изменение их формы - замену каузальной формы на телеологическую (сделал нечто не “потому что”, а “для того, чтобы”) (Yearley, 1988)[36].
|
|
Таким образом, те действия ученых, из которых в конечном счете и складывается научная деятельность, не совершаются, а преподносятся в соответствии с ее нормами, что и создает иллюзию их соблюдения. Сами же действия этим нормам, как правило, не подчинены, а контролируются анти-нормами, в которых находят выражение субъективные интересы исследователей, их пристрастность, стремление к славе, приоритету и т. п. Устранить влияние всего этого с помощью норм научной деятельности так же невозможно, как и сделать это с помощью общих правил научного познания. А образ ученого как живущего в "башне из слоновой кости" столь же далек от истины, сколь и образ научного познания как "чтения книги природы".