Анализ водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн и насосно-рукавных линий позволяет утверждать, что удалять воду из них возможно, вмонтировав специальный насос в напорную вставку напорной рукавной линии (Рисунок 5).
Рисунок 5 Схема удаления воды внешним насосом
1 - НЦПК-40/100-4/400; 2,4,7,8,9,12,16 - задвижка; 3,10 – напорная соединительная головка; 5 – вакуумный насос; 6- цистерна; 11 – тройник;
13 – внешний насос;14 - напорный рукав; 15- перекрывной ствол.
К нему можно включить насос с приводом от внешнего источника или пожарного автомобиля. Такая схема возможна даже в случае применения ПНР большого диаметра, при этом в качестве внешнего насоса возможно использовать мотопомпы.
В случае больших объемов воды, особенно при использовании рукавов большого диаметра, она может сливаться, как в цистерны ПА, так и удаляться с территории, на которой тушился пожар.
Еще одним способом является использование шиберного насоса для удаления воды из рукавной линии, согласно схеме представленной на рисунке 6. К напорному патрубку необходимо присоединить напорно-всасывающий рукав диаметром 80 мм и затем магистральную линию.
Рисунок 6 Схема водопенных коммуникаций пожарного насоса и рукавной линии
1 - НЦПК-40/100-4/400; 2,4,7,8,9,13 - задвижка; 3,10 – напорная соединительная головка;5 – вакуумный насос; 6- цистерна; 11 – напорно-всасывающий рукав;
12 – напорный рукав (n=2, Dy=80мм); 13- перекрывной ствол.
Работа представленной насосно-рукавной системы определяется положением задвижек. При этом закрытая задвижка на схеме отмечалась символом (+), а открытая – (-), как показано в таблице 2.
Таблица 2 - Положение задвижек при удалении воды
№ пп | Номер задвижки | ||||||
Режим ожидания | + | + | + | + | + | + | |
Подача воды | + | - | + | + | - | - | |
Откачка воды | + | + | - | + | - | + |
При включении шиберного насоса в режиме ручного пуска осуществляется удаление воды из рукавной линии в цистерну автомобиля с расходом 1 л/с. При этом во время откачки воды следить за зарядом аккумуляторных батарей.