Эластичность спроса и предложения. Эффект замены и эффект дохода

Для определения чувствительности одного из факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность». Мерой эластичности называется коэффициент эластичности. Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (%) к снижению цен (%)

Ke = процент роста Q / процент падения P

Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы.

Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы (предметы роскоши).

Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения Ке = относит. изменение Q(%) / относит. Изменение P (%)

Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения.

Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.

По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.

В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной.

В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

Эффект дохода и эффект замещения. При исследовании проблемы спроса и предложения на макроуровне важное значение имеют два известных в экономической теории явления: эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены на один из потребляемых продуктов произойдет «высвобождение» за счет этого определенного количества денег у потребителя, которые он может использовать на дополнительное потребление других, не изменившихся в цене продуктов. В результате за счет понижения цены одного товара доход человека как бы возрастает, что позволяет увеличить спрос.

Эффект замещения отражает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цены на один товар при неизменном их уровне на другие означает, что произошло относительное удешевление последних, так как потребитель начинает замещать относительно дорогие более дешевыми товарами.

Вопрос №23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: