Основные модели рынка

В первом вопросе данной работы нужно доказать необходимость существования разных моделей рынка, которая в значительной степени связана со стремлением предпринимателей использовать экономический эффект от увеличения масштабов производства и концентрации производственного капитала. Исследования влияния масштабов производства на величину издержек производства, размер дохода и экономической прибыли позволили сделать вывод о существовании положительного и отрицательного эффектов масштаба, с которыми связано возникновение той или иной модели рынка. Поэтому необходимо изучить и изложить в данном вопросе сущность названных эффектов, факторы, которые приводят их в действие и их значение для формирования определенной модели рынка.

В действительности в условиях развитой рыночной экономики существует бесконечное количество ситуаций и структур рынка, располагающихся между крайними полюсами. На одном полюсе встречается единственный производитель, господствующий на рынке данного вида товара, на другом – тысячи предприятий и фирм, каждая из которых производит незначительную часть рыночной продукции. Между этими полюсами располагается безграничное количество рыночных структур. Для изучения все действующие структуры сведены в четыре модели рынка:

1) чистая конкуренция, представляющая рынок совершенной конкуренции,

2) чистая монополия,

3) монополистическая конкуренция,

4) олигополия, представляющие вместе рынок несовершенной конкуренции.

Анализ названных моделей рынка должен быть представлен во втором вопросе. Все эти модели характеризуются:

- различным количеством предприятий и фирм, формирующих рынок;

- различным типом производимой и реализуемой продукции;

- различными методами формирования цены и степенью контроля над рыночной ценой;

- различной степенью влияния конкуренции на цену, объемы производства и уровень спроса, различными методами конкурентной борьбы;

- разной степенью взаимной зависимости или ее отсутствием;

- различными условиями вступления новых фирм на рынок данной продукции и выхода из него.

Анализируя каждую модель рынка, необходимо также охарактеризовать спрос на продукцию каждой фирмы и отрасли в целом, динамику доходов (среднего, валового и предельного). После чего нужно перейти к анализу ценовой политики в краткосрочном и долгосрочном периоде и ее возможных результатов, в составе которых: максимизация прибыли, минимизация убытков, закрытие и равновесие. Большое значение имеет характеристика специфических процессов, сопровождающих определение цены и объема производства в каждой модели (ценовой дискриминации и регулирования цен правительством в условиях чистой монополии, неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции, взаимной зависимости и согласованных действий в условиях олигополии). Закончить рассмотрение моделей рынка необходимо анализом их экономической эффективности. При этом нужно сравнить результаты функционирования данных моделей и сделать вывод о том, какая из них более выгодна для общества, какая позволяет наиболее эффективно распределить ограниченные экономические ресурсы, использовать наиболее экономичные технологии, производить необходимые потребителям виды продукции высокого качества и в нужном количестве и предлагать товары и услуги по самым низким ценам из всех возможных.

В заключительном вопросе реферативной работы предлагается связать рассмотренный теоретический материал с анализом экономики России. Необходимо, познакомившись с цифрами о количестве предприятий в разных отраслях, о характере производимой продукции, сделать вывод о сложившейся модели рынка в той или иной отрасли хозяйствования. Свои выводы обязательно подтвердите конкретными примерами, содержащими фактический цифровой материал.

Литература

1. Бозо, Н.В. Нефтегазовая «монополька» в России / Н.В. Бозо, В.В. Шмат // ЭКО. – 2011. – № 11. – С. 92-106.

2. Владиславлев, Д.Н. Пути преодоления отрицательных социально-экономических последствий монополизации рынка транзакционных услуг / Д.Н. Владиславлев // Экономические науки. – 2011. – № 80. – С. 26-29.

3. Гераськин, М.И. Исследование механизма конкурентного взаимодействия в условиях олигополии и олигопсонии / М.И. Гераськин, Г.М. Гришанов, Д.Г. Гришанов, Д.А. Щелоков // Экономические науки. – 2011. – № 84. – С. 197-200.

4. Калентьева, Н.А. Некоторые вопросы регулирования монополий в России / Н.А. Калентьева // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 31. – С. 21-25.

5. Мостов, М.Ю. Развитие инфраструктуры в условиях глобализации: особенности взаимоотношений государства и бизнеса / М.Ю. Мостов // Экономические науки. – 2011. – № 74. – С. 227-231.

6. Никитин, М. Поисковые теории рынков (Нобелевская премия по экономике 2010 года) / М. Никитин, А. Юрко // Вопросы экономики. – 2011. – № 1. – С. 51-64.

7. Стрелец, И.А. Роль финансовых инноваций в распространении экономической нестабильности / И.А. Стрелец, М.И. Столбов // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 6. – С. 56-64.

8. Сураева, М.О. Особенности реформирования железных дорог как естественной монополии / М.О. Сураева // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 34. – С. 130-134.

9. Цедилин, Л. Российский протекционизм: проблема институционального наследия / Л. Цедилин // Вопросы экономики. – 2012. – № 1. – С. 96-114.

10. Черныш, В.В. Естественные монополии и развитие рынка электроэнергии / В.В. Черныш, Р.Р. Юсупов // Экономические науки. – 2011. – № 74. – С. 208-213.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: