Основные компетенции и базовые требования

ЛОГИКА

Учебное пособие для студентов

Казань – 2013

ББК 60.803 я 73
УДК 16 (075.8)

Печатается по решению Предметно-проблемного совета гуманитарных и социально -экономических дисциплин

Составители:
ассистент Гаязова С. Р.,
ассистент Фахретдинова Л. М.

Рецензенты:

К.фил.н., доцент кафедры истории, философии, социологии и политологии КГМУ Нагуманова С.Ф.

Д.фил.н., профессор кафедры философии, социологии и культурологи КГУКИ Меньчиков Г.П.


Логика. Учебное пособие для студентов // Гаязова С. Р., Фахретдинова Л. М.

Учебное пособие содержит требования к освоению компетенций, краткий конспект лекций, программы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы для студентов очного и заочного отделений факультета социальной работы и факультета «Сестринское дело» по дисциплине «Логика». В пособие также включены темы докладов, вопросы к зачету, списки основной и дополнительной литературы по каждой теме, актуальные электронные ресурсы.

Преподаватели кафедры искренне приветствуют всех студентов, приступающих к изучению логики!

Логика – это раздел философии, учение о правильном, непротиворечивом мышлении.

Хотя каждый с самого раннего детства знаком с некоторыми наиболее значимыми логическими законами и применяет, зачастую нерефлексивно, законы этой науки в повседневной жизни, у многих из нас отсутствует глубокое, систематическое знание правил логического мышления, что становится причиной ошибок и противоречий мышления и аргументации.

В ходе изучения курса логики Вы познакомитесь с основными категориями логики, изучите логические законы и операции, узнаете, как избежать наиболее распространенных ошибок при образовании суждений и умозаключений, овладеете навыками эффективной аргументации своих положений в ходе дискуссии и полемики, а также сможете развить абстрактное мышление и отточить ум.

Владение основами логики является необходимым условием успешной познавательной деятельности!


Содержание


Основные компетенции и базовые требования. 5

Структура и содержание дисциплины.. 9

Конспекты лекций, план семинарских занятий и задания для самостоятельной работы. 13

Темы докладов. 75

Вопросы к зачету по логике: 76


Основные компетенции и базовые требования

Целью освоения дисциплины «Логика» является формирование у учащихся теоретических знаний о формах (понятие, суждение, умозаключение) и основных законах (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) правильного мышления, об условиях и методах продуктивного ведения дискуссии, о разнообразных и многочисленных логических ошибках, создающих значительные коммуникативные помехи в интеллектуально речевой практике человека и общества, а также формирование у учащихся умений и навыков правильного практического применения логических форм и законов как в повседневном, так и в профессиональном мышлении данное пособие рекомендуемо для специальностей 040400 «Социальная работа», код квалификации выпускника – 62 (бакалавр), и 060500 – «Сестринское дело», код квалификации выпускника – 62 (бакалавр).

Задачи:

1. Овладеть понятийно-категориальным аппаратом логики.

2. Познакомиться с основными логическими законами.

3. Приобрести знания об искусстве правильного спора.

4. Познакомиться с основными логическими операциями.

5. Приобрести знания об основных логических ошибках и способах их избежания.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций для специальности 040400 «Социальная работа», код квалификации выпускника – 62 (бакалавр).

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-1
Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе ОК-3
Использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования ОК-10
Быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК-13
Быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни ОК-17
Быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам ПК-4
Быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах ПК-5
Быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению ПК-9

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

060500 – «Сестринское дело», код квалификации выпускника – 62 (бакалавр).

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-1
Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ОК-2
Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность ОК-4
Использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа, теоретического и экспериментального исследования ОК-10

В ходе изучения курса «Логики» каждый студент обязан освоить:

- Основные формы мышления.

- Основные логические законы.

- Основы теории аргументации.

На основе полученных теоретико-методологических и методических знаний студенты приобретают следующие практические умения и навыки:

- Умение применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.

-Умение выявлять логическую форму, анализируя языковые выражения
правильно выстраивать доказательство, проверять правильность суждений и умозаключений.

- Умение доказывать, выстраивать, опровергать, применять правила доказательства в ходе дискуссии и полемики.

- Умение определять объем и содержание понятия, устанавливать отношение между понятиями, производить операции определения, деления, обобщения, ограничения.

- Правильно ставить проблемы, формулировать гипотезы.

Основные формы работы: лекционные, практические занятия, а также самостоятельная работа студента.

Основные цели практических занятий: научиться логически верно излагать свои мысли, решать логические задачи, корректно дискутировать, работать в команде.

Также в учебную деятельность входит:

- Работа с конспектами лекций.

- Подготовка доклада на заданную тему.

- Ответы на вопросы для самоконтроля.

Работа на семинарских занятиях включает в себя:

- Участие в обсуждение поставленных проблем.

- Выступление с докладами.

- Решение логических задач.

Знания и умения и навыки студентов оцениваются в ходе текущего и промежуточного контроля (контрольная работа, тест, зачет).

Текущий контроль:

Каждая из форм работы на практическом занятии оценивается преподавателем(доклад, участие в дискуссии, решение задачи) в журнал выставляются оценки по десяти бальной шкале. Возможна и оценка коллективной работы в группе.

Промежуточная рейтинговая оценка слагается из всей работы в течение семестра.

Оценка и критерии оценивания:

0-69 (неудовлетварительно)

- Неверное выполнение задания для самостоятельной работы либо отсутствие выполненного задания

- Слабая активность на семинарском занятии

- Уровень владения материалом низкий

- Ответ неверный или содержит отдельные фактические ошибки

- Лексические и грамматические ошибки при ответе

70-79 (удовлетворительно)


- Задания для самостоятельной работы выполняются нерегулярно либо в ответах присутствуют ошибки
- Слабая активность на семинарском занятии

- Уровень владения материалом низкий

- Ответ неполный, однако содержательно верный

- Лексические и грамматические ошибки при ответе

80-89 (хорошо)

- Регулярное и верное выполнение задания для самостоятельной работы

- Хорошая и регулярная работа на семинарском занятии

- Уровень владения материалом хороший

- Ответ верный, но не полный

- Лексические и грамматические ошибки отсутствуют

90-100 (отлично)

- Регулярное и верное выполнение задания для самостоятельной работы-

- Хорошая и регулярная работа на семинарском занятии

- Ответ полный и верный

- Свободное владение материалом

- Лексические и грамматические ошибки отсутствуют


Посещение занятий:

Предполагается, что студенты должны посещать все занятия. Пропуски влекут снижение рейтинга. Отработка пропусков заключается в решении дополнительных задач, представлении преподавателю конспекта тезисов пропущенной лекции или устного доклада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: