ЛОГИКА
Учебное пособие для студентов
Казань – 2013
ББК 60.803 я 73
УДК 16 (075.8)
Печатается по решению Предметно-проблемного совета гуманитарных и социально -экономических дисциплин
Составители:
ассистент Гаязова С. Р.,
ассистент Фахретдинова Л. М.
Рецензенты:
К.фил.н., доцент кафедры истории, философии, социологии и политологии КГМУ Нагуманова С.Ф.
Д.фил.н., профессор кафедры философии, социологии и культурологи КГУКИ Меньчиков Г.П.
Логика. Учебное пособие для студентов // Гаязова С. Р., Фахретдинова Л. М.
Учебное пособие содержит требования к освоению компетенций, краткий конспект лекций, программы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы для студентов очного и заочного отделений факультета социальной работы и факультета «Сестринское дело» по дисциплине «Логика». В пособие также включены темы докладов, вопросы к зачету, списки основной и дополнительной литературы по каждой теме, актуальные электронные ресурсы.
Преподаватели кафедры искренне приветствуют всех студентов, приступающих к изучению логики!
Логика – это раздел философии, учение о правильном, непротиворечивом мышлении.
Хотя каждый с самого раннего детства знаком с некоторыми наиболее значимыми логическими законами и применяет, зачастую нерефлексивно, законы этой науки в повседневной жизни, у многих из нас отсутствует глубокое, систематическое знание правил логического мышления, что становится причиной ошибок и противоречий мышления и аргументации.
В ходе изучения курса логики Вы познакомитесь с основными категориями логики, изучите логические законы и операции, узнаете, как избежать наиболее распространенных ошибок при образовании суждений и умозаключений, овладеете навыками эффективной аргументации своих положений в ходе дискуссии и полемики, а также сможете развить абстрактное мышление и отточить ум.
Владение основами логики является необходимым условием успешной познавательной деятельности!
Содержание
Основные компетенции и базовые требования. 5
Структура и содержание дисциплины.. 9
Конспекты лекций, план семинарских занятий и задания для самостоятельной работы. 13
Темы докладов. 75
Вопросы к зачету по логике: 76
Основные компетенции и базовые требования
Целью освоения дисциплины «Логика» является формирование у учащихся теоретических знаний о формах (понятие, суждение, умозаключение) и основных законах (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) правильного мышления, об условиях и методах продуктивного ведения дискуссии, о разнообразных и многочисленных логических ошибках, создающих значительные коммуникативные помехи в интеллектуально речевой практике человека и общества, а также формирование у учащихся умений и навыков правильного практического применения логических форм и законов как в повседневном, так и в профессиональном мышлении данное пособие рекомендуемо для специальностей 040400 «Социальная работа», код квалификации выпускника – 62 (бакалавр), и 060500 – «Сестринское дело», код квалификации выпускника – 62 (бакалавр).
Задачи:
1. Овладеть понятийно-категориальным аппаратом логики.
2. Познакомиться с основными логическими законами.
3. Приобрести знания об искусстве правильного спора.
4. Познакомиться с основными логическими операциями.
5. Приобрести знания об основных логических ошибках и способах их избежания.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций для специальности 040400 «Социальная работа», код квалификации выпускника – 62 (бакалавр).
Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | ОК-1 |
Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе | ОК-3 |
Использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | ОК-10 |
Быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | ОК-13 |
Быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни | ОК-17 |
Быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам | ПК-4 |
Быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах | ПК-5 |
Быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению | ПК-9 |
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
060500 – «Сестринское дело», код квалификации выпускника – 62 (бакалавр).
Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | ОК-1 |
Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | ОК-2 |
Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность | ОК-4 |
Использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа, теоретического и экспериментального исследования | ОК-10 |
В ходе изучения курса «Логики» каждый студент обязан освоить:
- Основные формы мышления.
- Основные логические законы.
- Основы теории аргументации.
На основе полученных теоретико-методологических и методических знаний студенты приобретают следующие практические умения и навыки:
- Умение применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.
-Умение выявлять логическую форму, анализируя языковые выражения
правильно выстраивать доказательство, проверять правильность суждений и умозаключений.
- Умение доказывать, выстраивать, опровергать, применять правила доказательства в ходе дискуссии и полемики.
- Умение определять объем и содержание понятия, устанавливать отношение между понятиями, производить операции определения, деления, обобщения, ограничения.
- Правильно ставить проблемы, формулировать гипотезы.
Основные формы работы: лекционные, практические занятия, а также самостоятельная работа студента.
Основные цели практических занятий: научиться логически верно излагать свои мысли, решать логические задачи, корректно дискутировать, работать в команде.
Также в учебную деятельность входит:
- Работа с конспектами лекций.
- Подготовка доклада на заданную тему.
- Ответы на вопросы для самоконтроля.
Работа на семинарских занятиях включает в себя:
- Участие в обсуждение поставленных проблем.
- Выступление с докладами.
- Решение логических задач.
Знания и умения и навыки студентов оцениваются в ходе текущего и промежуточного контроля (контрольная работа, тест, зачет).
Текущий контроль:
Каждая из форм работы на практическом занятии оценивается преподавателем(доклад, участие в дискуссии, решение задачи) в журнал выставляются оценки по десяти бальной шкале. Возможна и оценка коллективной работы в группе.
Промежуточная рейтинговая оценка слагается из всей работы в течение семестра.
Оценка и критерии оценивания:
0-69 (неудовлетварительно)
- Неверное выполнение задания для самостоятельной работы либо отсутствие выполненного задания
- Слабая активность на семинарском занятии
- Уровень владения материалом низкий
- Ответ неверный или содержит отдельные фактические ошибки
- Лексические и грамматические ошибки при ответе
70-79 (удовлетворительно)
- Задания для самостоятельной работы выполняются нерегулярно либо в ответах присутствуют ошибки
- Слабая активность на семинарском занятии
- Уровень владения материалом низкий
- Ответ неполный, однако содержательно верный
- Лексические и грамматические ошибки при ответе
80-89 (хорошо)
- Регулярное и верное выполнение задания для самостоятельной работы
- Хорошая и регулярная работа на семинарском занятии
- Уровень владения материалом хороший
- Ответ верный, но не полный
- Лексические и грамматические ошибки отсутствуют
90-100 (отлично)
- Регулярное и верное выполнение задания для самостоятельной работы-
- Хорошая и регулярная работа на семинарском занятии
- Ответ полный и верный
- Свободное владение материалом
- Лексические и грамматические ошибки отсутствуют
Посещение занятий:
Предполагается, что студенты должны посещать все занятия. Пропуски влекут снижение рейтинга. Отработка пропусков заключается в решении дополнительных задач, представлении преподавателю конспекта тезисов пропущенной лекции или устного доклада.