Спортивная подготовка как многолетний непрерывный процесс

Спортивная подготовка в спортивных играх концентрируется вокруг соревновательной деятельности и факторов, обусловлива­ющих ее высокую эффективность. Процесс подготовки охватывает все типы и виды спорта, весь массив спортсменов и представляет собой достаточно сложное социальное явление.

Занятия спортом, использование средств спорта начинаются в детском возрасте и продолжаются в широком возрастном диа­пазоне, включая лиц пожилого возраста. Это и детско-юношес­кий спорт с акцентом на решение задач физического воспитания под­растающего поколения, и массовый спорт взрослого населения. Подготовка спортивных резервов охватывает период от начала специализированных занятий спортивной игрой до перехода в сферу спорта высших достижений (продолжительностью до 10 лет). В спорте высших достижений спортсмен находится после выхода из сферы подготовки спортивных резервов до окончания активных выступлений в крупнейших соревнованиях (до 10 лет и более в раз­личных игровых видах). Профессиональный спорт занимает поло­жение такое же, как и спорт высших достижений.

Таким образом, спортивная подготовка - это многолетний и непрерывный процесс для одного индивида, начиная с дош­кольного возраста и практически без достаточно четкой верхней границы. При этом массовый спорт занимает здесь глобальное положение, подготовка спортивных резервов и спорт высших до­стижений как бы «встроены» в него на определенном возрастном диапазоне (в большинстве спортивных игр с 10 до 30 лет).

Многолетний период спортивной подготовки делится на эта­пы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающих­ся, с другой стороны, с целевыми установками и задачами типов спорта и со спецификой конкретной спортивной игры, где эти ус­тановки реализуются.

В спортивных играх в общей сложности существует шесть эта­пов многолетней подготовки.


Первый - этап воспитания интереса к занятиям спортом, при­общения детей к спортивным играм, начального обучения навы­кам игры, развития физических качеств в общем плане и с учетом специфики спортивных игр. Возраст - до 11 лет.

Второй - этап общей базовой (технико-тактической, физичес­кой) подготовки, универсальности в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем занимающимся, отбора юных спортсменов для специализированных занятий и ориентации их по конкретной спортивной игре. Возраст - 12-14 лет.

Третий - этап специальной базовой подготовки (технико-тактической, физической, игровой, соревновательной), универ­сальности с элементами специализации по игровым функциям, от­бора к следующему этапу. Возраст - 15-17 лет.

Четвертый - этап спортивного совершенствования, специа­лизации по игровым функциям на основе универсальности, адап­тации юниоров к требованиям в командах высших разрядов. Воз­раст- 18—20 лет.

Пятый - этап демонстрации высоких спортивных результа­тов на уровне спорта высших достижений. Возраст -21-30 лет.

Шестой - этап спортивного долголетия, когда спортсмен про­должает занятия и участвует в соревнованиях ветеранов, в сфере массового спорта. Возрастных границ («верхних») здесь по суще­ству нет.

В соответствии с основной направленностью этапов формули­руются задачи, осуществляется подбор средств, методов, трениро­вочных и соревновательных режимов и т.д. Наиболее подготов­ленные юные спортсмены могут переводиться в следующий этап, поэтому возрастные границы в известной мере условны, основной показатель - уровень спортивного мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: