Или создание условий, при которых животное самостоятельно воспроизводит инициированное поведение.
3 способа формирования реакции:
· Отбор поведения.
· Последовательное формирование поведения.
Дуров открыл его еще раньше и назвал «подлавливанием».
Синонимы данного термина - последовательное приближение, преследование.
· Способ мишени.
4. Подведение поведения под стимульный контроль – дифференцирующий стимул.
5. Закрепление поведения до навыка при помощи вероятностного подкрепления и тренировочного процесса.
Оперантное научение может быть основано на любой потребности, выбор которой определяется задачами дрессировки и особенностями животного. Например, для одной собаки при отработке навыка подхода к дрессировщику, можно применить социальную потребность (потребность в стае), для другой эффективней использование пищевой потребности, а с третьей — приходится применять потребность в самосохранении или оборонительную.
Как известно, потребность, вызывая мотивированное поведение, активизирует механизмы памяти, способствует сохранению внимания и достаточно долго поддерживает необходимое поведение и общую двигательную активность животного.
|
|
Инициировать нужное поведение можно любым способом, однако, в оперантной дрессировке наиболее употребимы способы отбора поведения, усиления поведенческого акта или его элемента и наведения. Важно вовремя прекратить применение вспомогательных способов, добиваясь самостоятельности животного.
Введение команды можно осуществить как на втором этапе, так и после отработки необходимого действия.
При оперантном научении подкреплению придается особое значение, так как оно определяет скорость и эффективность научения. При этом учитывают знак, величину, режим и время подкрепления.
С подкреплением связано несколько «золотых» правил дрессировки:
1. Закрепляется то, что подкрепляется.
2. Отмена положительного подкрепления несет информацию отрицательного подкрепления.
3. Вариабельный режим подкрепления способствует более быстрому закреплению действия и более медленному его угашению.
Многократное повторения действия, связанное с изменением режима подкрепления и сменой мотивации, обеспечивает автоматизацию поведенческого акта до навыка.
В рамках оперантного метода дрессировки в последнее время разработаны оригинальные методики формирования поведения известные как кликер-дрессировка и дрессировка с помощью дисков.
При кликер-длессировке положительным подкреплением является щелчок, отрицательным подкреплением – отсутствие щелчка.