2.3.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.
2.3.2. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) (ОК-1);
владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);
владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4);
владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5);
|
|
способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовностью к использованию инновационных идей (ОК-6);
владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
способностью работать самостоятельно (ОК-8);
способностью принимать решения в пределах своих полномочий (ОК-9);
способностью к познавательной деятельности (ОК-10);
способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11);
способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владением методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-13);
способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-14);
|
|
готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
2.3.3. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов профессиональной деятельности (ОПК-2);
способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ОПК-3);
способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды (ОПК-4);
готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе (ОПК-5).
2.3.4. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата
проектно-конструкторская деятельность:
способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива (ПК-1);
способностью разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);
способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-3);
способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности (ПК-4);
сервисно-эксплуатационная деятельность:
способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды от опасностей (ПК-5);
способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты (ПК-6);
способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты (ПК-7);
организационно-управленческая деятельность:
готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-8);
способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-9);
экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:
способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду (ПК-10);
способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-11);
способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-12);
способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-13);
научно-исследовательская деятельность:
способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-14);
способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-15);
способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-16);
|
|
способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-17);
способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ПК-18).
2.3.5 Организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
2.3.6. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата
проектно-конструкторская деятельность:
способностью использовать графическую документацию (ППК-1);
сервисно-эксплуатационная деятельность:
способностью ориентироваться в основных методах, системах и средствах обеспечения техносферной безопасности (ППК-2);
способностью обоснованно выбирать известные средства и системы защиты человека и окружающей среды от опасностей (ППК-3);
способностью принимать участие в установке (монтаже), наладке, эксплуатации средств защиты человека и окружающей среды от опасностей (ППК-4);
способностью организовывать и проводить техническое обслуживание, ремонт, консервацию и хранение средств защиты, контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты (ППК-5);
способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (ППК-6);
организационно-управленческая деятельность:
способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды (ППК-7);
способностью применять действующие нормативно-правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты (ППК-8);
|
|
готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ППК-9);
способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ППК-10);
экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:
готовностью оосуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения (ППК-11);
готовностью участвовать в экспертизах безопасности, регламентированных действующими государственными требованиями (ППК-12);
способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду (ППК-13);
способностью выбирать и применять средства контроля уровней опасностей (ППК-14);
способностью планировать и проводить измерения уровней опасностей в среде обитания на основании действующих методик, обрабатывать полученные результаты (ППК-15);
способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ППК-16).
2.3.7. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата.
При проектировании программы бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
При проектировании программы бакалавриата образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.