Вопрос 16. Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага

Операционный рычаг характеризует один из аспектов предпринимательского риска. Предпринимательский (деловой) риск состоит в том, что предприятие может не получить запланированную величину операционной прибыли (до уплаты процентов и налога на прибыль). Очевидно, что такому результату может способствовать множество различных факторов: снижение спроса на продукцию, усиление конкуренции, рост цен на сырье и др. Наряду с ними увеличению операционного риска способствует высокая доля постоянных расходов предприятия в общей структуре затрат. Чем выше эти доля, тем сильнее вероятность того, что даже незначительное снижение объема продаж обернется для предприятия убытками. С другой стороны, в определенных условиях даже небольшое увеличение объема продаж приведет к резкому росту прибыли.

Эффект операционного рычага показывает на сколько процентов увеличится прибыль при 1%-ном росте объемов продаж.

Эффект операционного рычага определяют по формуле:

ЭОР = (Вбн - Зпер): Прп = ВП: Прп,

где Вбн - выручка организации без НДС; Зпер – сумма переменных затрат;

Прп - прибыль от реализации продукции; ВП – вклад на покрытие.

Чем выше значение ЭОР, тем больше риск деятельности предприятия. Вместе с тем с увеличением риска возрастает и шанс получить дополнительную прибыль. Высокое значение ЭОР означает, что прибыль предприятия очень чувствительна к изменению валовой выручки. С одной стороны, даже незначительное снижение объемов производства или цены на продукцию может оказаться для организации роковым. С другой стороны, даже при небольшом увеличении объемов реализации прибыль фирмы существенно возрастет.

Предприятиям с высоким ЭОР надо обезопасить свою деятельность. Для этого следует работать по трем направлениям:

® снижение постоянных затрат;

® отслеживание действий конкурентов;

® увеличение объемов производства.

Причем снижение постоянных затрат не обязательно связано с уменьшением расходов. Их можно перераспределить. Например, предприятие, выплачивающее работникам отдела маркетинга фиксированные оклады, может установить им сдельную оплату труда. Это не только сократит постоянные расходы, но и повысит заинтересованность сотрудников.

Важно отслеживать действия конкурентов. Чем выше значение ЭОР, тем больше внимания нужно уделять изучению рынка, т.к. изменение прибыли предприятия с высоким ЭОР в значительной степени зависит от изменения выручки, а значит, и от цен на продукцию. Если конкуренты снизят свои цены, такое предприятие окажется в сложной ситуации.

Для уменьшения ЭОР нужно увеличивать выручку. Известно, что она может изменяться либо за счет роста цен, либо за счет расширения объемов производства. Однако предприятиям с высоким значением ЭОР нужно относиться к повышению цен с осторожностью, т.к. из-за их увеличения спрос на продукцию может упасть. Поэтому уменьшение продаж даже при повышенных ценах может вызвать сокращение выручки и, как следствие, снижение прибыли.

Т.о. организациям с высоким ЭОР надо увеличивать выручку за счет расширения производства. Даже небольшое увеличение объемных показателей резко повысит их прибыль. Те организации, у которых величина ЭОР снижается, могут действовать на рынке более уверенно. В частности, они могут уменьшить цены на свою продукцию для того, чтобы привлечь покупателей или устранить конкурентов. Этим предприятиям не так страшно и временное снижение спроса. В то же время рассчитывать, что при росте объемов их прибыль серьезно увеличится, таким предприятиям не следует.

Определять уровень безубыточности. Этот показатель позволит определить, когда организация начнет получать прибыль. Уровень или точка безубыточности определяется по формуле:

ТБ = Зпост: (1 - УЗпер),

где ТБ - уровень, при котором организация не будет получать ни прибыли, ни убытков;
Зпост - постоянные затраты организации;

УЗпер – удельные переменные затраты.

Удельные переменные затраты определяются по формуле:

УЗпер = Зпер: (В - НДС),

где Зпер - сумма переменных затрат; В - выручка от реализации с учетом НДС;

НДС - сумма НДС, начисленного на стоимость реализованной продукции (услуг).

При расчете ЭОР используется показатель – вклад на покрытие, который представляет собой ту часть выручки предприятия, которая остается после покрытия переменных затрат и идет на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли.

На практике чаще всего рассчитывают коэффициент вклада на покрытие по формуле:

КВП = ВП: Вбн,

КПВ – коэффициент вклада на покрытие;

ВП – сумма вклада на покрытие;

Вбн – сумма выручки без НДС.

Чаще всего КВП используется для оптимизации ассортимента предприятия с финансовой точки зрения. Средневзвешенный коэффициент вклада на покрытие может быть использован для прогноза изменения прибыли при изменении объема продаж, если структура выпускаемой продукции останется неизменной во времени и если нет отклонений от плановых показателей.

Определять запас финансовой прочности, который представляет собой сумму превышения плановой или фактической выручки над точкой безубыточности. Оценка дополнительного, т.е. сверх уровня безубыточности объема продаж проводится по формуле:

ЗФП = ((Вбн – ТБ): Вбн) ´ 100%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: