Этот учебник написан для школьников, для обучающихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц, то есть для представителей различных профессий и занятий, желающих освоить риторику. Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи риторики, — а своего рода полезный справочник, обеспечивающий «страховку» в практической риторике.
Эта книга хорошо принимается читателем уже около 24 лет и выдержала много изданий. Меня радует, что некоторые ее идеи и новые понятия вошли в специальную литературу.
Структура книги в значительной мере сохранена. В содержание внесены изменения и дополнения, продиктованные временем. При этом учтены итоги опыта, выводов науки и размышлений последних лет.
Сегодня важная сторона любой деятельности - дискуссии, дебаты и переговоры. Этот круг тем охвачен мной в книге «Школа дебатов. Статьи по диалогической риторике». Книга вышла в 1986 г. в издательстве «Олцог», задумана как дополнение к настоящей, как» Учебник, часть 2".
Что относится к речи, справедливо и для написанного: ни одна книга не является настолько хорошей, чтобы ее нельзя было улучшить. Поэтому я надеюсь и в дальнейшем на конструктивную критику.
От всего сердца благодарю мою жену Руфь, которая отпечатала текст и критически его просмотрела.
Лилиенталь-Трупе близ Бремена май 1986 г.
Хайнц Леммерман
Вводные упражнения — вводные положения
Вводные упражнения
Если Вы полистали эту книгу или прочли ее по диагонали, сразу же начинайте упражнения в речи, всевозможные указания по которым даны в разделе 3 этой главы. Например, можно прочитать вслух короткие газетные статьи (перед воображаемыми слушателями) и сразу же пересказать их содержание собственными словами.
Разделы «Дыхание» и «Речь» можно освоить постепенно, в процессе изучения книги, потому что хорошее управление дыханием, четкое произношение и эффективное речевое мышление — фундамент свободной речи. Постоянная тренировка памяти также представляет огромную ценность для каждого оратора.