При использовании подозреваемым лицом различных видов пассажирского транспорта сотрудник милиции в кратчайший срок должен принять решение об изменении тактики работы.
В такой ситуации важную роль играет фактор времени, а также профессиональное оперативное мышление сотрудников милиции. Именно в этот момент зачастую происходит потеря объекта.
Чтобы не произошла потеря наблюдения за подозреваемым лицом, необходимо:
1. Заранее определить намерения лица.
Примечание: Моменту посадки наблюдаемого в автомашину, общественный транспорт, как правило, предшествуют действия, по которым заблаговременно можно определить его намерения.
Например: Наблюдаемый человек, подходя к остановке, посмотрел в сторону приближающегося автобуса, подал рукой сигнал об остановке проезжающей мимо автомашине и т.д.
2. Если подозреваемый использовал автомобиль, продолжить наблюдение из автомашины.
Примечание:
1) При намерении преследуемого лица воспользоваться автомобилем, наблюдение продолжается с помощью оперативного автотранспорта.
2) Оперативная машина не должна попадать в поле зрения подозреваемого лица.
3) Группа сопровождения садится в машину без суеты и нарушений правил дорожного движения.
4) Те же самые правила применяются при использовании транспортных средств предприятий, учреждений, организаций и граждан.
3. При посадке в общественный транспорт вместе с наблюдаемым лицом доложить старшему.
Примечание:
1) Посадка наблюдаемого лица в городской транспорт - ответственный момент, требующий от сотрудников милиции максимального внимания и четкой взаимосвязи.
2) Садясь в общественный транспорт с целью продолжения наблюдения, сотрудник милиции не всегда успевает передать об этом соответствующую информацию. В результате остальные, не определившись с маршрутом, могут двигаться в другом направлении.
4. Нельзя: - подбегать к остановке,
- садиться в момент закрытия дверей.
Примечание: Такие действия невольно привлекают внимание подозреваемого лица, способствуют обнаружению сотрудников милиции.
5. Наблюдение при посадке в автотранспорт ведется одним сотрудником, в то время как остальные садятся в оперативные автомашины для продолжения мероприятия в режиме автосопровождения.
6. Необходимо подсаживать дополнительных сотрудников на остановках общественного транспорта.
Примечание:
1) Одной из ошибок является недостаточно активное применение опережения, заключающегося в подсадках сотрудников в городской транспорт на предыдущих остановках.
2) Для подсадки используется вспомогательный автомобиль, с помощью которого расставляются сотрудники на предшествующей и последующих остановках.
7. Умело выбирать позицию в салоне:
Примечание: В условиях движения в городском транспорте успех работы во многом зависит от умения сотрудника правильно выбирать позицию в салоне.
1) Не располагаться напротив наблюдаемого, в непосредственной близости и в его поле зрения.
2) Учитывать расположение дверей.
Примечание:
- Двери держать под наблюдением.
- Расположиться так, чтобы имелась возможность быстро покинуть салон в случаях преследования подозреваемого лица.
3) Постоянно меняться с напарниками.
4) Контролировать свои эмоции.
Примечание: Часто сотрудников милиции выдает напряженный, ищущий взгляд.
5) Скрытно работать с радиостанцией.