Предисловие - обращение к студентам-первокурсникам.......................... 5
Введение............................................................................................................. 8
ЧАСТЬ 1. Общая характеристика педагогической профессии.................................................................................................. 10
1.1. Возникновение и становление профессии учителя............................. 10
1.2. Особенности педагогической профессии............................................. 17
1.3. Педагог и личность ребенка.................................................................... 22
1.4. Специфика деятельности учителя сельской школы............................ 25
1.5. Перспективы развития педагогической профессии в условиях
информационно-технологической революции.................................... 29
Вопросы и задания для самоконтроля к 1 части............................................ 31
Литература...................................................................................................... 31
ЧАСТЬ 2. Личность учителя и его профессиональная деятельность............................................ 34
2.1. Личность учителя и ее направленность............................................ 34
2.1.1. Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики……..34
|
|
2.1.2. Учитель как субъект педагогической деятельности........................ 38
2.1.3. Социально- профессиональная направленность личности
педагога................................................................................................ 41
2.1.4. Гуманистическая направленность личности учителя..................... 42
2.1.5. Познавательная направленность личности учителя....................... 43
2.1.6. Профессионально-значимые качества личности педагога............ 45
2.2. Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание......... 50
2.2.1. Общая характеристика понятия «деятельность».............................. 50
2.2.2. Сущность педагогической деятельности.......................................... 53
2.2.3. Мотивация педагогической деятельности ……………………………..54
2.2.4. Цель педагогической деятельности.................................................... 59
2.2.5. Содержание деятельности учителя.................................................... 61
2.3. Основные виды педагогической деятельности................................ 63
2.4. Функции педагогической деятельности............................................ 68
2.5. Стили педагогической деятельности................................................. 72
2.5.1. Понятие о стиле педагогической деятельности............................... 73
2.5.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности......... 76
2.5.3. Взаимосвязь стиля и характера педагогической деятельности..... 77
Вопросы и задания для самоконтроля ко 2 части.......................................... 78
Литература...................................................................................................... 79
ЧАСТЬ 3. Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика, взаимосвязь........................................ 80
3.1. Необходимость культурологической составляющей
в подготовке учителя............................................................................ 80
|
|
3.2. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры......... 81
3.3. Компонент педагогической культуры............................................... 84
3.3.1. Аксиологический компонент педагогической культуры................ 85
3.3.2. Технологический компонент педагогической культуры................ 92
3.3.3. Эвристический компонент педагогической культуры................... 100
3.3.4. Личностный компонент педагогической культуры....................... 101
Вопросы и задания для самоконтроля к 3 части.......................................... 104
Литература.................................................................................................... 105
ЧАСТЬ 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога.......................................... 107
4.1. Система непрерывного педагогического образования.................... 107
4.2. Содержание педагогического образования....................................... 116
4.3. Мотивы выбора педагогической профессии....................................... 121
4.4. Основы профессиональной ориентации на
учительскую профессию................................................ 124
4.5. Основы самообразовательной работы будущих учителей............... 129
4.6. Профессиональная компетентность и умения педагога.................. 133
4.7. Профессиональное самовоспитание учителя.................................... 142
Вопросы и задания для самоконтроля к 4 части.......................................... 148
Литература.................................................................................................... 150
Заключение.................................................................................................... 152
Приложение 1.Тематический план и программа по курсу
«Введение в педагогическаую деятельность».......................................... 157
Приложение 2. Краткие типовые характеристики
педагогов-новаторов.................................................................................... 160
Приложение 3. Методика «Мотивы выбора профессии».......................... 169
Приложение 4. Пример государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования............................................... 186
Литература по курсу «Введение в педагогическую деятельность»....... 200