Целеобразование входит в деятельность учителя как неотъемлемая часть его профессионального труда. Целеобразование понимается как:
•система профессионального осмысления объективной социально-
психологической и культурологической необходимости достижения
некоторого уровня развития личности современного человека,
способного строить свою жизнь и жить в контексте современной
культуры;
• поиск максимально точной формулировки общего идеального образа
такого человека — это аналитическая оценка природы детства,
сущности развития личности и природы индивидуальности как условий,
допускающих принятие цели воспитания;
• система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится
конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной
цели воспитания» (Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1998.
С. 67).
Содержанием преподавательской деятельности является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Средствами деятельности учителя являются:
|
|
• научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на
основе которых формируется тезаурус обучающихся;
• в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или
воссоздаваемого учеником при наблюдении (на лабораторных,
практических занятиях, на полевой практике), организованном
учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами
предметной действительности;
• в качестве вспомогательных средств выступают: технические,
компьютерные, графические и т.д.
Способами передачи социального опыта в преподавательской деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги. Продуктом преподавательской деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт преподавательской деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом преподавательской деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие, понимаемое как единство целей и содержания. В данном контексте, с одной стороны, педагогическое действие является выражением того общего, что присутствует во всех видах и формах педагогической деятельности, будь то воспитание или обучение, урок или экскурсия. С другой стороны, педагогическое действие является и тем особенным, в котором диалектически отражается и единство всеобщего, и уникальность, неповторимость отдельного.
|
|
Анализ осуществления какого-нибудь педагогического действия дает возможность выявить логику педагогической деятельности. В самом деле, педагогическое действие учителя начинается с формулирования некоей задачи, определения средств, содержания, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия. Будучи решенной теоретически, задача переходит в фазу практического преобразовательного акта, в ходе осуществления которого выявляется некоторое несоответствие между планируемым и реально достигнутым результатом действия учителя. Возникает необходимость анализа ситуации и определения путей оптимального решения поставленной задачи, и тогда из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней. Чтобы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо ЗНАТЬ:
• психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития;
• природу человеческих потребностей и мотивов деятельности:
• ведущие виды деятельности человека в разные возрастные периоды.
Кроме того, учителю надо УМЕТЬ:
• планировать деятельность, учитывая избирательный характер
человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом
возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их
интересов и возможностей;
• формировать мотивацию и стимулировать деятельность;
• обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов
деятельности, прежде всего умений и навыков целеполагания,
планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и
операций (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях,
иллюстрациях. М., 1999. С. 170).
В качестве заключительного блока информации, раскрывающего сущность педагогической деятельности, рассмотрим деятельность учителя еще в двух аспектах. Во-первых, необходимо отметить коллективный характер педагогической деятельности. Учитель, как правило, реализует свою деятельность, являясь членом педагогического коллектива школы, который, в свою очередь, работает по единому плану, выступает с единых позиций, вырабатывает особый, уникальный психологический климат и воздействует на личность учителя в ту или иную сторону. Во-вторых, на развитие ребенка в школе сильное влияние оказывает так называемый совокупный субъект педагогической деятельности, в широком смысле понимаемый как весь педагогический коллектив школы, а в более узком — как та группа учителей, которая непосредственно работает с учениками конкретного класса. В последнее время, когда осуществление государственно-общественного принципа управления образованием обрело реальные очертания, понятие совокупного субъекта педагогической деятельности приобретает более широкое толкование, в который включаются все участники образовательного процесса (ученики и их родители, учителя и педагоги дополнительного образования, а также социальные педагоги и представители производственной, культурной, просветительской общественности).