Изучение и формирование мотивации учебной деятельности школьников

В мотивации учения представлена субъективная сторона процесса учения, субъективная сторона учащегося. Вопрос о мотивации учения – это вопрос о том, для чего человек учится, каков для него смысл учения.

Изучение мотивации учебной деятельности и ее формирование тесно связаны между собой, так как результаты исследования мотивации являются основой для планов формирования мотивации. Только владея информацией об исходном и достигнутом уровне мотивации, можно осуществлять корректное сравнение и создавать условия для возникновения внутренних побуждений к учебе и дальнейшему саморазвитию с учетом индивидуальности, опыта и собственных устремлений учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что изучение и формирование мотивации учения служит не для отбора школьников, а для контроля и коррекции психологических свойств личности. Вот почему желательно изучать и формировать мотивацию учения у всех школьников (и благополучных, и неблагополучных), подходить к учащимся с оптимистической гипотезой, выносить суждения по данному вопросу в щадящей форме. Теперь нам необходимо ответить на два вопроса: «Как изучить мотивацию учения?» и «Как осуществлять формирование мотивации?».

Исследуя мотивацию учения, мы должны установить мотивы и цели учения, те эмоции, которые ученик переживает в процессе учения, а также умение учиться (что сильно влияет на мотивы учения, хотя непосредственно к мотивационной сфере не относится).

Мотив учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы. Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные (направленность на содержание учебного предмета) и социальные (направленность на другого человека в ходе учения). Очевидно, что для осуществления учебной деятельности два эти вида мотивов не равноценны. Эти виды мотивов могут находиться на разных уровнях. Так, для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни:

· широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

· учебно-познавательные – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

· мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на создание программы самосовершенствования личности.

Для социальных мотивов учения выделяются следующие уровни:

· широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимание социальной значимости учения;

· узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);

· мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучать мотивы через предпочтения учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Выделяют следующие уровни целей: познавательные, учебно-познавательные, социальные и цели самообразования. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывании ее), в возвращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий. По тому, как человек ведет себя в ситуации психического пресыщения, говорят о качествах целей. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными, стереотипными и нестандартными, новыми или старыми. Чем ниже уровень целеполагания, тем менее устойчива цель, тем быстрее она разрушается.

Эмоция человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Эмоции различаются по знаку (положительные и отрицательные), интенсивности, устойчивости, осознанности, избирательности, частоте возникновения (насыщенности). Ярче всего эмоции проявляются в поведении (внешнее выражение эмоций), в особенностях речи, в мимике и пантомимике, в моторике (движениях).

Очень важным является и вопрос об эталонах мотивации (типах), с которыми следует соотносить уровень развития мотивации у конкретного ученика. Психолог А.К. Маркова, специально исследовавшая эту проблему, выделяет пять типов, ступеней включенности ученика в учебную деятельность.

Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бедностью и узостью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить учебные цели и преодолевать трудности. Нет умения выполнять задание по развернутой инструкции взрослого. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность не сформирована.

Безразличное (нейтральное) отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних учебных предметов другим. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Для таких учеников характерно понимание и первичное осмысление целей, которые ставит учитель. Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и инструкции. Возможны простые виды самоконтроля.

Положительное аморфное отношение к учению (предотношение). Для мотивации учения характерно сочетание широких познавательных мотивов (интерес к результату учения и к оценке) и широких социальных мотивов. Учащиеся с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности переживают эмоции удивление, новизны учебного материала. Восприимчивы к новым знаниям. Их учебная деятельность отличается тем, что они понимают и выполняют те цели, которые ставит учитель. Хорошо выполняют учебные действия по образцу и инструкции, осуществляют самоконтроль.

Положительное отношение к учению (познавательное, осознанное). Ученики с этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит учитель, и на этой основе ставят свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов учебной деятельности, осмысление соотношения мотивов и целей. Учебная деятельность для них является не только воспроизведением образца, который дан учителем, но и осуществлением учебных действий по собственной инициативе. Они различают способы и результаты учебной деятельности, способны к поиску разнообразных способов достижения результата. Умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления, хорошо развит самоконтроль и самооценка учебной деятельности.

Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению. Для учащихся с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение мотивов, их иерархия. Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить перспективные нестандартные цели учебной деятельности, реализовывать их и преодолевать препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, типичным является поиск нестандартных способов решения учебных задач. Такие школьники предвидят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразовательную.

Общий путь формирования мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений школьника в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:

· общая атмосфера положительного отношения к познанию в школе;

· включенность учеников в совместную учебную деятельность в классном коллективе;

· построение отношений «учитель – ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

· занимательность, необычное изложение учебного материала;

· эмоциональная речь учителя;

· использование познавательных игр, дискуссий и споров;

· анализ жизненных ситуаций в свете полученных знаний;

· развитие самостоятельности и самоконтроля ученика в учебной деятельности.

Основные виды воздействия должны быть направлены: на актуализацию ранее сложившихся мотивов учения (не разрушать, а укрепить и поддержать); на создание условий для появления новых качеств имеющихся мотивов (устойчивости, осознанности, действенности) и появления новых мотивов; на коррекцию дефектных мотивационных установок. Главные направления работы могут быть следующими:

· укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе трудных учебных задач, через поиск своих путей решения этих задач;

· использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения, взвесить «за и против» (т.е. сопоставить и соподчинить мотивы);

· развитие целеполагания в учении – через укрепления адекватных уровня притязаний и самооценки, через решение учебных задач на уровне максимальной трудности, через различение своих возможностей и усилий, необходимых для выполнения задания;

· формирование устойчивости целей – через решение сверхтрудных задач, через возобновление отсроченных заданий, через преодоление помех и трудностей;

· эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, через формирование умения предвидеть трудности, через укрепление положительных эмоций в процессе учения.

На уроке учебная деятельности должна иметь психологически полную структуру, т.е. включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.

Начало урока должно ориентировать учеников на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого необходимо актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.

Основная часть урока должна быть направление на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самих учащихся, включением учащихся в процесс оценки и самооценки.

На завершающей стадии урока необходимо обеспечить выход с положительным личным опытом, с положительной установкой на учение. Это достигается за счет развернутой дифференцированной оценки учителем деятельности учащихся. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирование мотивации учения. - М.: «Просвещение», 1990.

& Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: