Московский социально-гуманитарный институт

Тест по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

№140. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему?

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) наличие сфер и институтов

1) сохранение связи с природой

2) постоянное развитие

3) обособление от природы

№141. Какой из признаков характеризует общество как систему?

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) способы взаимодействия людей

1) часть материального мира

2) обособление от природы

3) сохранение связи с природой

№142. Понятия "развитие", "взаимодействие элементов" характеризуют общество как

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) динамичную систему

1) часть природы

2) весь материальный мир

3) не подверженную изменениями систему

№143. Понятие "общество" включает в себя

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) формы объединения людей и способы взаимодействия

1) природную среду обитания

2) принцип неизменности элементов

3) окружающий мир

№144. Что характеризует как общество, так и природу?

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) система

1) весь материальный мир

2) формы объединения и способы взаимодействия людей

3) этап исторического развития человечества

№145. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) общества и природы

1) техники и технологии

2) цивилизации и культуры

3) экологии и морали

№146. Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственности - характерные черты общества

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) традиционного

1) индустриального

2) постиндустриального

3) вступающего в эпоху научно-технической революции

№147. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) революцией

1) эволюцией

2) прогрессом

3) регрессом

№148. Термины "совершенствование", "поступательное движение" относятся к представлениям о развитии общества, как о

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) прогрессе

1) регрессе

2) циклическом круговороте

3) не имеющем направления процессе

№149. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) постепенность процессов

1) скачкообразность перемен

2) революционный характер изменений

3) необратимость процессов

№150. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему - это

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) общественный прогресс

1) социальная стратификация

2) социальная адаптация

3) общественный регресс

№151. Для индустриального общества характерно (-а)

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) преобладание промышленности

1) высокая роль религии

2) преобладание сферы услуг в экономике

3) ценность человеческой личности

№152. Что является глобальной экологической проблемой?

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) опасность распространения ядерного оружия

1) ухудшение здоровья людей

2) перенаселение ряда регионов

3) исчезновение многих видов животных и растений

№153. Укажите верный ответ: А. Глобальные проблемы порождены деятельностью одного государства Б. Решение глобальных проблем возможно при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только Б

1) верно только А

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

№154. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны. ни

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только Б

2) верно только А

3) оба суждения неверны

№155. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации современного мира? А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным. Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только А

1) верно только Б

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

№156. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития? А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство. Б. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписанные традиции и обычаи.

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только Б

1) верно только А

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

№157. Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) политической и экономической

1) экономической и духовной

2) социальной и духовной

3) экономической и социальной

№158. Характерной чертой западной цивилизации является

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) активное внедрение новых технологий

1) длительное сохранение традиционных правовых норм

2) низкая социальная мобильность

3) слабость и неразвитость демократических ценностей

№159. В какой сфере общества происходят процессы маргинализации, стратификации?

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социальной

1) экономической

2) политической

3) духовной

№160. Широкое использование внеэкономического принуждения является характерной чертой общества

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) традиционного

1) гражданского

2) индустриального

3) постиндустриального

№161. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Свобода человека в обществе - это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями. Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только Б

1) верно только А

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

№162. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) ослабление национальных культур

1) распространения технических достижений

2) углубление международного разделения труда

№163. Верны ли следующие суждения об обществе? А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты. Б. Понятие "общество" применимо к объединению людей, связанных сходными интересами

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только Б

2) оба суждения неверны

3) верно только А

№164. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

(Содержательная линия "Общество")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только Б

2) верно только А

3) оба суждения неверны

№1. Как деятельность человека, так и поведение животного характеризуется

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) удовлетворением потребностей

1) осознанным выбором средств

2) механизмом самоконтроля

3) выдвижением целей

№2. Что свойственно человеку в отличие от животного?

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) сознание

1) потребности

2) эмоции

3) инстинкты

№3. В отличие от животного человек способен

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) прогнозировать результаты деятельности

1) удовлетворять потребности

2) вырабатывать условные рефлексы

3) реагировать с помощью чувств

№4. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социальной сущности

1) биологической природы

2) физиологических особенностей

3) психологических качеств

№5. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической, социальной. Социальная составляющая включает

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) знания и умения

1) чувства и волю

2) физическое развитие

3) возрастные особенности

№6. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической, социальной. Социальная составляющая включает

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) моральные принципы

1) волю и характер

2) наследственные признаки

3) половые и возрастные особенности

№7. К социальным потребностям человека относится потребность в

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) общении

1) отдыхе

2) самосохранении

3) сохранении потомства

№8. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) самопознании

1) подходящем жилище

2) физической активности

3) самосохранении

№9. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке? А. Индивидуальное и общественное в человеке - результат биологической эволюции. Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) оба суждения неверны

1) верны оба суждения

2) верно только Б

3) верно только А

№10. Игра, учение, труд выступают в качестве

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) видов деятельности

1) критериев истины

2) социальных качеств

3) биологических потребностей

№11. Одним из признаков, отличающих игру от труда, является

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) наличие воображаемой обстановки

1) действие на основе правил

2) осуществление коллективом людей

3) стремление к поставленной цели

№12. К практической деятельности относится

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) производство материальных благ

1) познание законов развития природы

2) формирование религиозных представлений о мире

3) сочинение музыки

№13. Научные открытия представляют собой результат деятельности

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) духовной

1) практической

2) социально-преобразовательной

3) материально-практической

№14. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от поведения животных

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) целеполагание

1) проявление активности

2) взаимодействие

3) приспособление к среде обитания

№15. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социально-преобразовательную

1) ценностно-ориентационную

2) прогностическую

3) познавательную

№16. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) духовно-практической

1) духовно-теоретической

2) социально-преобразовательной

3) материально-производственной

№17. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) индивидуальность

1) индивид

2) личность

3) творец

№18. Все формы взаимодействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт - это

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социализация

1) воспитание

2) образование

3) адаптация

№19. Витя выделяется среди ребят класса. По каждой проблеме у него своя точка зрения, которую он умеет отстаивать. Витя мог вести за собой других, постоянно придумывать что-то новое. Ответственность за результаты общей деятельности он брал на себя. Такие качества отличают поведение

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) личности

1) индивида

2) гражданина

3) специалиста

№20. Верны ли следующие суждения о личности? А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности. Б. Новорожденный человек является личностью.

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только А

1) верно только Б

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

№21. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе? А. Личность - продукт биологической эволюции. Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только Б

1) верно только А

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

№22. Верны ли следующие суждения о самопознании? А. Изучение себя может осуществляться в процессе общения, игры, труда. Б. Самопознание в отдельных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только Б

2) верно только А

3) оба суждения неверны

№23. К социальным потребностям человека относятся

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) потребность в труде

1) потребность во сне

2) потребность в пище

3) потребность в жилище

№24. Не входит в классификацию потребностей А. Маслоу название

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) естественные

1) физиологические

2) экзистенциальные

3) престижные

№25. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

(Содержательная линия "Человек")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) мотивы

1) влечения

2) привычки

3) эмоции

№26. И абсолютная, и относительная истины

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) носят объективный характер

1) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

2) могут быть опровергнуты со временем

3) всегда находят свое подтверждение в практике

№27. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина - это объективное отражение в сознании человека предмета и явлений. Б. Истина - это результат познания, существующий в виде понятий, суждений и теорий.

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения неверны

№28. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) оба суждения неверны

2) верно только А

3) верно только Б

№29. Знание о предмете можно считать истинным, если оно

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) соответствует предмету познания

1) поддерживается авторитетными людьми

2) разделяется большинством людей

3) воплощено в форму теории

№30. Познание в отличие от общения

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) может быть индивидуальным

1) способствует развитию личности

2) допускает использование речи (словесных форм)

3) является проявлением человеческой активности

№31. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) понятие, суждение, умозаключение

1) понятие, представление, умозаключение

2) ощущение, восприятие, представление

3) представление, суждение, ощущение

№32. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) использует логические умозаключения

1) отражает форму предмета

2) формирует наглядный образ предмета

3) обновляет знания об окружающем мире

№33. В каких трех формах проявляется чувственное познание?

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) ощущения, восприятие, представление

1) понятие, представление, умозаключение

2) понятие, суждение, умозаключение

3) представление, суждение, ощущение

№34. Суждение: "Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва" - это

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) научная гипотеза

1) экспериментально подтвержденный факт

2) интуитивная догадка

3) художественный образ

№35. Вывод: "Друзья познаются в беде" - является результатом

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) обобщения жизненного опыта

1) паранаучного знания

2) художественного вымысла

3) экспериментальной проверки

№36. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания?

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) выдвижение гипотезы

1) проведение наблюдений

2) описание научных фактов

3) описание эксперимента

№37. "Судьба человека зависит от расположения на небе звёзд в момент его рождения". Данное утверждение является примером знания

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) "паранаучного"

1) научного

2) интуитивного

3) житейского

№38. Верны ли следующие суждения о ложном знании? А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения. Б. Ложными являются знания, непроверенные экспериментальным путем.

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только А

1) верно только Б

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

№39. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) наблюдение отдельных фактов и явлений

1) объяснение отдельных фактов и явлений

2) фиксация обобщений в форме законов

3) выдвижение и обоснование гипотез

№40. Какой из перечисленных примеров относится к ненаучным знаниям?

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) мифы о героях

1) теория относительности

2) моделирование объекта познания

3) наблюдение: при удалении предмета его размеры уменьшаются

№41. Верны ли следующие суждения о социальном значении? А. К социальным фактам относятся мнения, суждения, оценки людей. Б. К социальным фактам относятся поступки отдельных людей или действия социальных групп.

(Содержательная линия "Познание")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) оба суждения неверны

2) верно только Б

3) верно только А

№51. О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие разнообразных учреждений дополнительного образования, ориентированных на различные интересы детей и взрослых?

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) гуманизации

1) информатизации

2) гуманитаризации

3) интернационализации

№52. Принцип гуманизации образования требует

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) усиление внимания общества, к личности, её интересам

1) создание единой системы образования для различных стран

2) повышение роли изучения социально-гуманитарных дисциплин

3) регулирование системы образования государством

№53. Система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов, называется

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) моралью

1) мировоззрением

2) культурой

3) духовной жизнью

№54. Тип мировоззрения, возникающий в жизни человека в процессе его личной практической деятельности и опирающийся на непосредственной жизненный опыт, называется

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) обыденным

1) религиозным

2) научным

3) философским

№55. Какая из перечисленных наук занимается познанием общества как целостной динамической системы?

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социология

1) политология

2) антропология

3) экономика

№56. Способность личности к моральному самоконтролю называется

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) совестью

1) убеждением

2) талантом

3) этикетом

№57. К средствам массовой информации относится

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) пресса

1) литература

2) театр

3) киноискусство

№58. К мировым религиям не относится

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) иудаизм

1) христианство

2) буддизм

3) ислам

№59. Мировоззрение не формируется под влиянием

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) наследственных факторов

1) психологических особенностей личности

2) образования и воспитания

3) личного опыта

№60. Фундаментом духовной жизни является

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) культура

1) искусство

2) познание

3) наука

№61. Для какой науки вопрос о соотношении понятий "добро" и "зло" является основным?

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) этика

1) психология

2) эстетика

3) культурология

№42. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) культурой

1) экономикой

2) мировоззрением

3) историей

№43. Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) отражение мира в художественных образах

1) теоретическое решение мировоззренческих проблем

2) выявление закономерностей развития природы и общества

3) использование теоретических понятий

№44. Культура в широком смысле - это

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) совокупность всех достижений человека

1) уровень технического развития общества

2) уровень образованности населения

3) все жанры искусства

№45. Ученые-вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) мировоззренческая

1) культурная

2) познавательно-объяснительная

3) социальная

№46. Какая из перечисленных религий является древнейшей?

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) буддизм

1) православие

2) католицизм

3) ислам

№47. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитие культуры?

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) изобретение телефона

1) просмотр кинофильма

2) ежегодный бал выпускников школы

3) выразительное чтение стихотворения

№48. Верны ли следующие суждения о массовой культуре? А. Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям. Б. Для всех явлений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) оба суждения неверны

2) верно только А

3) верно только Б

№49. Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) о взаимном обогащении

1) о национальной изоляции

2) о сохранении самобытности

3) о возрождении традиций

№50. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

(Содержательная линия "Культура и духовная жизнь")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

1) выражение субъективного отношения к миру

2) предложение законченной мировоззренческой системы

3) вера в сверхъестественные силы

№87. Великий философ Н. Кузанский родился в рыбацкой деревне, но принял монашество, получил образование и приобрел более престижный социальный статус.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социальную мобильность

1) социальное неравенство

2) социальную коммуникацию

3) социальные движения

№88. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Получение образования является средством социальной мобильности. Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения неверны

№89. Вертикальная социальная мобильность проявляется при

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) повышения по службе

1) смене вероисповедания

2) перемене места жительства

3) переходе с одного места работы на другое, на такую же должность

№90. Светлана уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) она поменяла место жительства

1) она уехала в командировку

2) города находятся далеко друг от друга

3) города расположены в разных странах

№91. Циркуляр о "кухаркиных детях", изданный в России при Александре III и ограничивающий поступление в гимназии "детей кучеров", лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, объективно вел к

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) снижению вертикальной мобильности в обществе

1) повышению вертикальной мобильности в обществе

2) улучшению качества субъектов социальной мобильности

3) отмене всякой социальной мобильности в обществе

№92. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) несовпадение экономических, политических, духовных интересов и возможностей

1) зависть людей друг к другу

2) различные воззрения социальных групп

3) несовпадение взглядов

№93. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах А. Полное разрешение конфликтов предполагает, что на смену борьбе приходит сотрудничество Б. При частичном разрешении конфликтов сохраняются условия для его продолжения

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) оба суждения неверны

2) верно только Б

3) верно только А

№94. Молодежь как социальную группу отличает

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социально-психологические особенности

1) единство политических взглядов

2) общность социального происхождения

3) общность быта

№95. Племена и народности - это

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) этнические общности

1) социальные группы

2) социальные страты

3) исторические типы общества

№96. К этническим общностям относятся

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) племена

1) маргиналы

2) элиты

3) общины

№97. Верны ли следующие суждения об этносе А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса - общность территории. Б. Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняет этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) оба суждения неверны

2) верно только Б

3) верно только А

№98. Межнациональное сотрудничество способствует:

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) Межнациональное сотрудничество способствует: А. Развитию национальной культуры. Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верны оба суждения

2) верно только Б

3) верно только А

№99. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена.

1) Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.

2) Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

3) Указание и определение гражданином своей национальности обязательно.

№100. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) этнической

1) демографической

2) территориальной

3) профессиональной

№101. В ходе социологических опросов 1989 и 2003 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: "Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?" Полученные данные отражены в диаграмме. Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

(изображение: m_p_101.jpg)

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовка - единственный способ добиться удовлетворения своих требований.

1) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовки в нашей стране недопустимы.

2) Уменьшилось число лиц, относящихся к забастовкам как нормальному средству решения назревших проблем.

3) Уменьшилось число лиц, скептически относящихся к забастовкам.

№102. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводил социологический опрос на тему: "Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?" (Опрос 2004 г., 1600 человек). Полученные результаты отражены в диаграмме. Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

(изображение: m_p_102.jpg)

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) Более половины опрошенных допускают, что с помощью забастовок можно решить назревшие проблемы.

1) Каждый третий считает, что забастовками ничего нельзя добиться

2) Каждый пятый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране недопустимы.

3) Половина опрошенных уверена, что забастовка - это нормальное средство решения назревших проблем.

№103. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводил социологический опрос на тему: "Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?" (Опрос 2004 г., 1600 человек). Полученные результаты отражены в диаграмме. Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

(изображение: m_p_103.jpg)

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) 1/5 опрошенных думают, что забастовка - нормальное средство решения проблем.

1) Более половины опрошенных оправдывают забастовку как крайнюю меру.

2) Каждый третий опрошенный считает, что забастовками ничего нельзя добиться.

3) Каждый двадцатый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране недопустимы.

№104. Граждане, принадлежащие к одной этнической общности, стремятся создать суверенное государство. Это проявление

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) национальной дифференциации

1) социальной интеграции

2) экономического сотрудничества

3) глобализации в сфере культуры

№105. Одним из признаков нации как этнокультурной общности, является

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) общность языка

1) общность социального статуса

2) единство убеждений

3) единое гражданство

№106. К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов можно отнести

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности

1) последовательное наращивание военного потенциала государства

2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства

3) создание национально-однородных государств

№107. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) сближении народов

1) национальной изоляции

2) усилении национальных особенностей

3) сепаратизме

№108. Не является одним из конституционных принципов национальной политики в РФ

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) ограничение в использовании русского языка

1) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ

2) равноправие всех субъектов РФ

3) равенство прав и свобод человека и гражданства

№109. Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека? А. Права, обязанности, привилегии всех статусов основаны исключительно на общественном мнении. Б. В современном обществе ведущие значения приобретают достигаемые статусы.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только Б

2) верно только А

3) оба суждения неверны

№110. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальные нормы - это общественные правила поведения. Б. В социальных нормах отражаются ценности общества, разных социальных групп.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только Б

2) верно только А

3) оба суждения неверны

№111. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальные нормы регулируют жизнь общества. Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) оба суждения неверны

2) верно только Б

3) верно только А

№112. Силой государства обеспечиваются нормы

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) правовые

1) моральные

2) эстетические

3) религиозные

№113. К показателелям достигаемого статуса личности не относится

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) возраст

1) карьера

2) квалификация

3) образование

№114. Социальный статус приобретается в результате

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социализации

1) семейного воспитания

2) процесса обучения

3) трудовой деятельности

№115. К показателям предписанного статуса личности относится

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) возраст

1) квалификация

2) образование

3) карьера

№116. Скрипач А. получил почетный диплом на конкурсе молодых исполнителей. Это пример

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социальной санкции

1) социальной нормы

2) социальной роли

3) социального статуса

№117. К формальным позитивным санкциям относят

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) ученую степень

1) аплодисменты

2) славу

3) почет

№118. Степень признания общества достоинств личности конкретного человека - это

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) авторитет

1) статус

2) престиж

3) роль

№119. К социальным нормам относятся

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) обычаи

1) научные идеи

2) экономические законы

3) философские взгляды

№120. Одобрение окружающих поступком человека может быт выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) лестный отзыв товарища

1) вручение грамоты

2) премирование

3) вручение памятного подарка

№121. Какой статус относится к предписанному статусу?

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) мужчина

1) студент

2) депутат

3) водитель

№122. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения - это пример санкций

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) неформальных негативных

1) формальных позитивных

2) неформальных позитивных

3) формальных негативных

№123. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека - это

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социальная санкция

1) социальная роль

2) социальный статус

3) социальная норма

№124. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) девиантным

1) безнравственным

2) аморальным

3) противоправным

№125. Как называется поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм?

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) отклоняющееся

1) противоправное

2) ненормальное

3) ненормативное

№126. Как называются социальные нормы, в которых закрепляются приличные образцы поведения?

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) нормы морали

1) нормы традиций и обычаев

2) религиозные нормы

3) политические нормы

№127. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Принятия социальной роли носит личностную окраску.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только Б

2) верно только А

3) оба суждения неверны

№128. Княгиня Ольга установила размеры дани для древлян и новгородцев. В этом историческом факте проявилось (ась) её

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социальная роль

1) социальная мобильность

2) социальная адаптация

3) социальное происхождение

№129. После расторжения брака гражданин Б. продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) выполнения социальной роли

1) соблюдения социальной нормы

2) осуществление социального контроля

3) проявления социальной мобильности

№130. Определение "Процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств" относится к понятию

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социализации

1) социальной мобильности

2) социальные стратификации

3) социальной дифференциации

№131. Этап социализации, который связан с овладениями специальными знаниями и навыками - это

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) вторичная (продолженная) социализация

1) ранняя (первичная или начальная) социализация

2) ресоциализация

3) десоциализация

№132. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью - это

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) семья

1) сословие

2) род

3) элита

№133. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) справедливым разделением домашних обязанностей

1) экономической зависимостью женщины от мужчины

2) главенствующей ролью мужчины в доле

3) совместным проживанием как минимум трех поколений

№134. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) общностью быта

1) высокой политической активностью

2) общими увлечениями

3) профессиональными интересами

№135. Репродуктивная функция семьи проявляется в

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) биологическом воспроизводстве

1) воспитании детей в традициях семьи

2) моральной регламентации поведения

3) организации потребления

№136. Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функцию

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) репродуктивную

1) воспитательную

2) эмоционально-психологическую

3) социально-статусную

№137. Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья - это малая группа. Б. Семья - это социальный институт.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верны оба суждения

1) верно только Б

2) верно только А

3) оба суждения не верны

№138. Какая функция семьи проявляется в организации совместного летнего отдыха?

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) рекреационная

1) воспитательная

2) эмоционально-психологическая

3) репродуктивная

№139. Взрослая внучка ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует это пример.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) хозяйственно-бытовую

1) социально-статусную

2) социального контроля

3) воспитательную

№67. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп? А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения. Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только А

1) верно только Б

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

№68. Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) формальной группой

1) референтной группой

2) малой группой

3) большой группой

№69. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность как ярославцы?

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) территориальный

1) демографический

2) социально-классовый

3) этнический

№70. Деление общества на группы называется

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социальной дифференциацией

1) социальным перемещением

2) социальной адаптацией

3) социальным поведением

№71. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними - это

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) структура общества

1) социальная мобильность

2) политика общества

3) характер общества

№72. Маргиналами называют

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) пограничные слои и группы

1) наиболее бедных членов общества

2) наиболее богатых членов общества

3) деклассированные элементы

№73. Какой критерий не является признаком социальной группы?

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) поселенческий

1) демографический

2) этнический

3) религиозный

№74. Любая социальная группа характеризуется

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) общностью социального статуса

1) малочисленностью состава

2) неформальным контролем поведения

3) родственными отношениями

№75. Люмпенами называют

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) деклассированные элементы

1) пограничные слои и группы

2) наиболее богатых членов общества

3) наиболее богатых членов общества

№76. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социальным неравенством

1) социальными отношениями

2) социальной мобильностью

3) социальным статусом

№77. Социальное неравенство выражается в

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) разном доступе к социальным благам

1) изменении социального статуса человека

2) разнообразии социальных норм

3) особенностях поведения людей

№62. Для определения социальной структуры современного общества существенными признаком является

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) размер получаемого дохода

1) личный авторитет

2) культурные интересы

3) политические взгляды

№63. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) мужчины

1) дети

2) пожилые люди

3) молодежь

№64. К социальным группам, выделяемым по этническому признаку, относятся

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) нации

1) классы

2) общественные движения

3) сословия

№65. По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) индусы

1) рабочие

2) москвичи

3) горожане

№66. Верны ли следующие суждения о социальной группе? А. Социальная группа- это объединение людей, имеющих общие признаки. Б. Отношения в группе официально регулируются официальными документами.

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только А

1) верно только Б

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

№78. Социальное неравенство проявляется в

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) наличии привилегий для отдельных групп

1) принципе распределения материальных благ поровну

2) отсутствием разделения труда

3) различиях между людьми по природным способностям и склонностям

№79. Верно ли суждение? А. Страты выделяют по одному существенному признаку Б. В основу стратификации общества положено множество критериев

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только Б

1) верно только А

2) оба суждения верны

3) оба суждения неверны

№80. Верно ли суждение? А. Социальная стратификация представляет собой расслоение общества на страты Б. Социальная стратификация современного общества представляет наличие высшего слоя общества - элитарного меньшинства, среднего слоя и низшего (люмпенизированного) слоя

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) верно только А

1) верно только Б

2) оба суждения верны

3) оба суждения неверны

№81. Не является одним из главных критериев деления общества на страты

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) национальность

1) престиж профессии

2) доход

3) уровень образования

№82. Не является видом социальной дифференциации

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) этническая

1) экономическая

2) профессиональная

3) политическая

№83. К "социальным лифтам" П. Сорокин не относил

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) брак

1) церковь

2) армию

3) школу

№84. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества акций фирм. Это - проявление

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социального неравенства

1) социальной мобильности

2) социального кризиса

3) социализации

№85. Что относится к вертикальной социальной мобильности?

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) рядовой инженер назначен руководителем проекта

1) гражданин переехал из квартиры на 3м этаже, в трехкомнатную квартиру на 5м этаже

2) гражданка вступила в повторный брак

3) секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности

№86. Через пять лет после окончания ПТУ рабочий А повысил квалификацию и стал мастером. Это пример

(Содержательная линия "Социальные отношения")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) социальной мобильности

1) социальной стратификации

2) социальной роли

3) социального статуса

№165. Нормы права в отличие от норм морали

(Содержательная линия "Право")

(1. Выбор единственно правильного ответа.)

0) выражаю


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: