История законотворчества в России

Законотворческая техника в России видоизменялась в общем русле развития права, которое в свою очередь отражало специфику общественных отношений и характера правопонимания. Первоначально законотворческая техника базировалась на принципах казуистичности, что было характерно для раннего развития права в большинстве государств того периода. Отсутствие значительного влияния римского права, по крайней мере прямой его рецепции, сказалось на самобытности отечественного законотворчества. Историческое своеобразие всей системы русского права в целом определилось после возникновения Российской империи, когда усиливаются заимствования из права западноевропейских государств, возрастает влияние правовой идеологии на правотворчество и совершенствование норм права, происходит постепенный переход к абстрактной форме изложения правового материала.

Особое место в истории законотворческой техники русского права занимает институт Земских соборов. Соборы в XVII в. служат классическим образом русской политической модели, вобравшей в себя идею социальной справедливости в духе православной этики и интенсивно складывавшегося общенационального мироощущения. Так, Земский собор олицетворял не только «созвучие» религиозной и светской властей, но также трех традиционных для Руси форм права: обычного (представителями которого были бояре, посадские люди и крестьяне), канонического (церковные иерархи) и великокняжеского (царь и служилые люди – дворяне), что не могло не отразиться на развитии законотворческой техники.

Выделяются следующие основные этапы развития законотворческой техники в рассматриваемый период:

1) становления и развития отечественной традиции в законодательной технике. Этот период занимает несколько столетий (XII–XVII вв.). Его характеризуют господство обычного права и постепенное становление российского закона, а также архаическая техника систематизации права. Данная техника состояла, главным образом, в придании письменной формы нормам обычного права, объединении в рамках систематизированного акта разрозненных норм закона, судебной практики и обычая;

2) активного взаимодействия отечественной традиции и западноевропейской законодательной техники (XVIII – середина XIX вв.). В рамках анализируемого периода арсенал российских разработчиков нормативных правовых актов пополнился рядом новых законодательных приемов: указываются год, месяц, число их подписания, что в условиях значительного увеличения количества нормативных правовых актов имело большое практическое значение. Впервые вводятся толкования к статьям, которые выполняли функции примечаний. Они призваны были разгрузить текст нормативного правового акта и облегчить его восприятие. Особое место в характеристике законотворческой техники отводится процессу кодификации. Дореволюционная правовая наука подготовила теоретическую базу для дальнейшего развития узаконений, регламентирующих вопросы различных отраслей права.

Уложение царя Алексея Михайловича (Соборное уложение 1649 г.) является межотраслевым нормативным актом, отличавшимся от документов предшествующих эпох, как предметом регулирования общественных отношений, так и технико-юридическим исполнением. Он выступает также средоточием характерных для русского общества XVII в. особенностей правового мышления, искусства формулирования новых правовых норм и модификации норм старых, действующих с давних времен, приемов переработки с целью приспособления к условиям русского общества норм иностранных юридических сборников, навыков группировки и классификации правового материала.

«Петровское законодательство» отличается от предыдущего значительно меньшей казуистикой, более высокой степенью обобщений, четкой схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, возросший уровень законодательной техники. Вместе с тем в «петровских законах» проявилось его стремление к европеизации, которая порой доводилась до абсурда. Без особой надобности правовые акты были «засорены» массой иностранных слов, преимущественно германоязычных. В период правления Петра I можно найти наиболее ранние в истории отечественного законодательства примеры правового регулирования законотворческих процессов. Однако из-за большого объема правового материала возникали серьезные сложности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Дополнительные трудности создавали плохо поставленная информация и публикация новых актов.

Основные черты законодательства периода абсолютной монархии:

1) превалирующей формой источников являются нормативные правовые акты как совокупность писаных актов самого разного содержания. Обычаи сохраняют свою силу лишь на нижнем уровне управления и лишь в той море, в какой они не изменены законодательством;

2) в период абсолютизма можно говорить о постепенном выделении закона как вида нормативного правового акта;

3) среди законодательных актов значительно меньше тех, которые имеют разовый характер, и больше актов общего назначения;

4) наблюдается значительный рост количества нормативных актов. При систематизации законодательства, принятого за 50 лет (с 1649 по 1699 гг.), было учтено 1739 актов, а в следующие четверть века (с 1700 по 1725 гг.) их насчитывается уже 5903;

5) в связи с численным ростом и многообразием законодательства в XVIII в. начинаются работы по официальной систематизации законодательства в России.

Законотворческая техника, определяющая форму, в которую облекались законы Российской империи в XIX в., была весьма многообразна, слагаясь из вековых традиций отечественного законодательства, с одной стороны, и усваивая современные континентальные способы оформления правового материала, с другой. Система, сформированная усилиями М.М. Сперанского и благодаря его трудам приобретшая терминологическую завершенность, имела следующие особенности: по форме Высочайшего утверждения различались законы, утвержденные письменно, и так называемые «законы устные». Они носили краткую форму (Манифест, Мнение Государственного Совета, Именной Указ Государя Императора, Высочайше утвержденный доклад, Журналы Комитета Министров, Высочайше утвержденные) и пространную (Устав, административный регламент, Учреждение (регламент органический), Грамоты, Положение, Наказ (инструкция).

Развитие правовой мысли о законотворческой технике вообще и систематизации законодательства в частности связано с естественно-правовой и договорной теориями (XVII–XVIII вв.), просветительской идеологией XVIII в., в рамках которых происходило постепенное осознание значения справедливого законодательства, системно регулирующего общественные отношения. Повышению роли закона в общественной жизни способствовала и разработка теорий разделения властей, народного представительства. Эволюция политико-правовых доктрин в течение последних десятилетий XVIII в. привела к формированию учений раннего либерализма. Характерными представителями политико-правовой мысли этого периода за рубежом был И. Бентам, а в России – М.М. Сперанский.

Появление юридического позитивизма стало важным положительным моментом в развитии законотворческой техники дореволюционной России, что послужило теоретической базой формирования и исследования ее понятия. Представители данного направления выработали понятие юридической догмы, которую ученые-позитивисты рассматривали в качестве системы изложения начал действующего права той или иной страны и какого-либо времени. Догматический метод подсказывал решение как на случай неполноты закона, так и противоречий в нем. Задача догмы – придание системе правовых установлений стабильности, что в российских условиях являлось насущной проблемой. Важным вопросом, который поставили перед собой русские ученые-правоведы, стало предотвращение возникновения казуистических норм путем формирования определенных юридических принципов, что имело большое значение для законотворческой техники. Юридическая догматика впервые дала реальную возможность осуществить систематическую обработку действующего законодательства, выразить и сгруппировать юридические категории так, чтобы облегчить их применение на практике.

Программа систематизации законодательства М.М. Сперанского отражала философско-правовые взгляды автора, опирающиеся на религиозно-нравственные идеи и принципы естественного права. Нарастание кризиса феодального строя сопровождалось становлением юридического мировоззрения, приходившего на смену теологическому мировоззрению Средних веков и являвшегося классическим для зарождающейся буржуазии. Его методологической основой был рационализм. Главное содержание юридического мировоззрения, по М.М. Сперанскому, составляли так называемое «союзное бытие человека», или союз с людьми и Богом, фундаментом чего выступала нравственность, а средствами укрепления представали религия и законодательство.

Издание Свода законов оказало большое влияние на дальнейшее развитие русского права. Будучи комплексным, системообразующим актом, Свод содержал значительно более точные формулировки и определения по сравнению с ранее действовавшими законами. Однако преодолеть архаизм прежнего законодательства его создатели не смогли. Осталась казуальность: вместо общих формулировок закон вводил чрезвычайно конкретные индивидуальные признаки составов преступлений. Серьезным недостатком являлось отсутствие четкого разделения между законом и распоряжением, в результате чего многие из них были включены в Свод законов Российской империи. Важное значение Свод имел в формировании единого пространства империи, законодательно устанавливая исходные параметры соотношения общегосударственных и местных законов, в нем также выделялись санкционированные государством обычаи: как систематизированные и упорядоченные государством, так и те, на применение которых общеимперское законодательство или местные узаконения давали государственную санкцию. При этом каждый из данных уровней получал определенную юридическую формализацию источников местного права, признававшихся и имевших законную силу на тех или иных территориях в составе Российской губернии.


[1]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: