Законотворческая техника в России видоизменялась в общем русле развития права, которое в свою очередь отражало специфику общественных отношений и характера правопонимания. Первоначально законотворческая техника базировалась на принципах казуистичности, что было характерно для раннего развития права в большинстве государств того периода. Отсутствие значительного влияния римского права, по крайней мере прямой его рецепции, сказалось на самобытности отечественного законотворчества. Историческое своеобразие всей системы русского права в целом определилось после возникновения Российской империи, когда усиливаются заимствования из права западноевропейских государств, возрастает влияние правовой идеологии на правотворчество и совершенствование норм права, происходит постепенный переход к абстрактной форме изложения правового материала.
Особое место в истории законотворческой техники русского права занимает институт Земских соборов. Соборы в XVII в. служат классическим образом русской политической модели, вобравшей в себя идею социальной справедливости в духе православной этики и интенсивно складывавшегося общенационального мироощущения. Так, Земский собор олицетворял не только «созвучие» религиозной и светской властей, но также трех традиционных для Руси форм права: обычного (представителями которого были бояре, посадские люди и крестьяне), канонического (церковные иерархи) и великокняжеского (царь и служилые люди – дворяне), что не могло не отразиться на развитии законотворческой техники.
|
|
Выделяются следующие основные этапы развития законотворческой техники в рассматриваемый период:
1) становления и развития отечественной традиции в законодательной технике. Этот период занимает несколько столетий (XII–XVII вв.). Его характеризуют господство обычного права и постепенное становление российского закона, а также архаическая техника систематизации права. Данная техника состояла, главным образом, в придании письменной формы нормам обычного права, объединении в рамках систематизированного акта разрозненных норм закона, судебной практики и обычая;
2) активного взаимодействия отечественной традиции и западноевропейской законодательной техники (XVIII – середина XIX вв.). В рамках анализируемого периода арсенал российских разработчиков нормативных правовых актов пополнился рядом новых законодательных приемов: указываются год, месяц, число их подписания, что в условиях значительного увеличения количества нормативных правовых актов имело большое практическое значение. Впервые вводятся толкования к статьям, которые выполняли функции примечаний. Они призваны были разгрузить текст нормативного правового акта и облегчить его восприятие. Особое место в характеристике законотворческой техники отводится процессу кодификации. Дореволюционная правовая наука подготовила теоретическую базу для дальнейшего развития узаконений, регламентирующих вопросы различных отраслей права.
|
|
Уложение царя Алексея Михайловича (Соборное уложение 1649 г.) является межотраслевым нормативным актом, отличавшимся от документов предшествующих эпох, как предметом регулирования общественных отношений, так и технико-юридическим исполнением. Он выступает также средоточием характерных для русского общества XVII в. особенностей правового мышления, искусства формулирования новых правовых норм и модификации норм старых, действующих с давних времен, приемов переработки с целью приспособления к условиям русского общества норм иностранных юридических сборников, навыков группировки и классификации правового материала.
«Петровское законодательство» отличается от предыдущего значительно меньшей казуистикой, более высокой степенью обобщений, четкой схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, возросший уровень законодательной техники. Вместе с тем в «петровских законах» проявилось его стремление к европеизации, которая порой доводилась до абсурда. Без особой надобности правовые акты были «засорены» массой иностранных слов, преимущественно германоязычных. В период правления Петра I можно найти наиболее ранние в истории отечественного законодательства примеры правового регулирования законотворческих процессов. Однако из-за большого объема правового материала возникали серьезные сложности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Дополнительные трудности создавали плохо поставленная информация и публикация новых актов.
Основные черты законодательства периода абсолютной монархии:
1) превалирующей формой источников являются нормативные правовые акты как совокупность писаных актов самого разного содержания. Обычаи сохраняют свою силу лишь на нижнем уровне управления и лишь в той море, в какой они не изменены законодательством;
2) в период абсолютизма можно говорить о постепенном выделении закона как вида нормативного правового акта;
3) среди законодательных актов значительно меньше тех, которые имеют разовый характер, и больше актов общего назначения;
4) наблюдается значительный рост количества нормативных актов. При систематизации законодательства, принятого за 50 лет (с 1649 по 1699 гг.), было учтено 1739 актов, а в следующие четверть века (с 1700 по 1725 гг.) их насчитывается уже 5903;
5) в связи с численным ростом и многообразием законодательства в XVIII в. начинаются работы по официальной систематизации законодательства в России.
Законотворческая техника, определяющая форму, в которую облекались законы Российской империи в XIX в., была весьма многообразна, слагаясь из вековых традиций отечественного законодательства, с одной стороны, и усваивая современные континентальные способы оформления правового материала, с другой. Система, сформированная усилиями М.М. Сперанского и благодаря его трудам приобретшая терминологическую завершенность, имела следующие особенности: по форме Высочайшего утверждения различались законы, утвержденные письменно, и так называемые «законы устные». Они носили краткую форму (Манифест, Мнение Государственного Совета, Именной Указ Государя Императора, Высочайше утвержденный доклад, Журналы Комитета Министров, Высочайше утвержденные) и пространную (Устав, административный регламент, Учреждение (регламент органический), Грамоты, Положение, Наказ (инструкция).
|
|
Развитие правовой мысли о законотворческой технике вообще и систематизации законодательства в частности связано с естественно-правовой и договорной теориями (XVII–XVIII вв.), просветительской идеологией XVIII в., в рамках которых происходило постепенное осознание значения справедливого законодательства, системно регулирующего общественные отношения. Повышению роли закона в общественной жизни способствовала и разработка теорий разделения властей, народного представительства. Эволюция политико-правовых доктрин в течение последних десятилетий XVIII в. привела к формированию учений раннего либерализма. Характерными представителями политико-правовой мысли этого периода за рубежом был И. Бентам, а в России – М.М. Сперанский.
Появление юридического позитивизма стало важным положительным моментом в развитии законотворческой техники дореволюционной России, что послужило теоретической базой формирования и исследования ее понятия. Представители данного направления выработали понятие юридической догмы, которую ученые-позитивисты рассматривали в качестве системы изложения начал действующего права той или иной страны и какого-либо времени. Догматический метод подсказывал решение как на случай неполноты закона, так и противоречий в нем. Задача догмы – придание системе правовых установлений стабильности, что в российских условиях являлось насущной проблемой. Важным вопросом, который поставили перед собой русские ученые-правоведы, стало предотвращение возникновения казуистических норм путем формирования определенных юридических принципов, что имело большое значение для законотворческой техники. Юридическая догматика впервые дала реальную возможность осуществить систематическую обработку действующего законодательства, выразить и сгруппировать юридические категории так, чтобы облегчить их применение на практике.
Программа систематизации законодательства М.М. Сперанского отражала философско-правовые взгляды автора, опирающиеся на религиозно-нравственные идеи и принципы естественного права. Нарастание кризиса феодального строя сопровождалось становлением юридического мировоззрения, приходившего на смену теологическому мировоззрению Средних веков и являвшегося классическим для зарождающейся буржуазии. Его методологической основой был рационализм. Главное содержание юридического мировоззрения, по М.М. Сперанскому, составляли так называемое «союзное бытие человека», или союз с людьми и Богом, фундаментом чего выступала нравственность, а средствами укрепления представали религия и законодательство.
|
|
Издание Свода законов оказало большое влияние на дальнейшее развитие русского права. Будучи комплексным, системообразующим актом, Свод содержал значительно более точные формулировки и определения по сравнению с ранее действовавшими законами. Однако преодолеть архаизм прежнего законодательства его создатели не смогли. Осталась казуальность: вместо общих формулировок закон вводил чрезвычайно конкретные индивидуальные признаки составов преступлений. Серьезным недостатком являлось отсутствие четкого разделения между законом и распоряжением, в результате чего многие из них были включены в Свод законов Российской империи. Важное значение Свод имел в формировании единого пространства империи, законодательно устанавливая исходные параметры соотношения общегосударственных и местных законов, в нем также выделялись санкционированные государством обычаи: как систематизированные и упорядоченные государством, так и те, на применение которых общеимперское законодательство или местные узаконения давали государственную санкцию. При этом каждый из данных уровней получал определенную юридическую формализацию источников местного права, признававшихся и имевших законную силу на тех или иных территориях в составе Российской губернии.
[1]