Особенности специальности «Организация работы с молодежью»: функции, задачи и направления профессиональной деятельности специалиста

Социальный статус, квалификационные характеристики, описание должности и оценка эффективности деятельности специалиста по работе с молодежью.

Квалификационные характеристики:

Высшее профессиональное образование по специальности « организация работы смолодежью», «государственное и муниципальное управление» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Описание должности:

Координирует деятельность детских и молодежных объединений. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом. Осуществляет работу по защите прав подро­стков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных груп­пировок. Выступает с лекциями по вопросам молодежной поли­тики. Способствует формированию общей культуры личности. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.

Оценка эффективности деятельности:

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью; отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Этический и профессиональный кодекс специалиста по работе с молодежью: основные понятия и принципы деятельности. Базовые принципы формирования региональных моделей этики работы с молодежью.

Специалист по работе с молодежью своим поведением должен служить примером для молодежи, общаться со всеми ровно, с уважением и терпимостью относиться к мнению и мировосприятию каждого молодого человека. Работа с молодежью предполагает умение оценивать ситуацию, налаживать сотрудничество с различными организациями, умение участвовать в сетевом взаимодействии. Поскольку работа с молодежью в основном ведется на основании проектов, то приходится заниматься оформлением проектных ходатайств, а также руководством, реализацией проектов и отчетностью. Необходимым будет умение работать с информацией (сбор и распространение). Полезными будут навыки в проведении обучающих мероприятий и наличие творческих способностей.

)Черты характера, полезные для работы в этой профессии - честность, открытость, коммуникабельность, творческие способности, инициативность и готовность к сотрудничеству, умение принимать решения и приспосабливаться. Работа с людьми предполагает также наличие терпимости, чувства эмпатии, уравновешенности и способности переносить напряжение, но в то же время последовательности и ответственности.

http://onf.ru/2013/05/30/kodeks-e-tiki-sotsial-nogo-rabotnika/

Кодекс

3.1. Человеческое достоинство и толерантность

Социальный работник признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей.

а) уважают основные права человека;

б) демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми;

в) защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности своих клиентов на основе построения толерантных отношений с ними;

г) способствуют достижению личного благосостояния и самостоятельности клиентов, формируют и поддерживают в них уважительное отношение к правам и свободам других людей;

д) уважают права своих клиентов в принятии решений; гарантируют клиентам непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного клиента в конкретной ситуации;

е) гарантируют защиту своим клиентам в целях их безопасности, а также безопасности их социального окружения.

3.2. Социальная справедливость и гуманизм

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социального работника ЦСОН ЯМР. Они предполагают:

• справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

• создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

• обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

Социальные работники

а) выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению; в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствуют справедливому удовлетворению социальных потребностей людей;

б) соблюдают социальную справедливость и равноправно распределяют социальные ресурсы и проводят социальную работу. Целью этой работы является расширение выбора и возможностей для всех клиентов: неимущих, социально уязвимых или угнетенных, или для тех людей, кто нуждается в специфической помощи;

в) убеждают каждого клиента в том, что их действия не продиктованы предубеждениями против кого – либо, включая происхождение, этническую и культурную принадлежность, класс, статус, пол, сексуальную ориентацию, возраст, физическое состояние, верования;

г) ведут практическую работу, направленную на развитие возможностей клиента, помогают в их стремлении к разрешению социальных проблем своими силами, способствуют их позитивной самореализации, самостоятельности выбора и улучшению социального благосостояния;

3.3. Компетентность

Компетентность (профессионализм) является ценностью социального работника ЦСОН ЯМР, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и

• обеспечивает принадлежность социального работника к их профессиональной группе;

• определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

• побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы.

Социальные работники ЦСОН ЯМР:

а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной работы;

б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов в своей деятельности;

в) признают рамки своей компетенции и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы, ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма;

г) не используют свои профессиональные знания навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях; избегают связей и отношений, которые идут во вред клиентам.

3.4. Социальная активность, мобильность и гибкость

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью для социального работника ЦСОН ЯМР, и предполагает взаимосвязанную деятельность социального работника с клиентом, обратившимся к ним за помощью. Также социальный работник может действовать не только по обращению. В тех случаях, когда им становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента, они тактично и осторожно входят в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций.

Особенности специальности «Организация работы с молодежью»: функции, задачи и направления профессиональной деятельности специалиста.

Задачи

Задачи специалистов по работе с молодежью, работающих на различных должностях, могут различаться в соответствии с тем, имеет ли работа руководящий характер, или она связана с планированием, или специалист занимается непосредственно инструктированием молодежи. Основные задачи руководителя учреждения, занимающегося работой с молодежью, руководителя молодежного общества, руководителя школы по интересам, руководителя молодежного лагеря, советника по делам молодежи городского или волостного управления, советника по делам молодежи уездного управления, работника по делам молодежи на государственном уровне, а также частично и работника молодежного проекта – это координирование работы с молодежью, техническая работа и делопроизводство, связи с общественностью и со специалистами других областей, а также административная работа и организация мероприятий. Основными задачами специалиста, работающего непосредственно с молодежью (работник, информирующий молодежь; специалист по работе с молодежью в учреждении, занимающемся работой с молодежью; специалист по работе с молодежью в молодежном обществе, воспитатель в молодежном лагере, руководитель кружка, учитель в школе по интересам), является инструктирование молодежи, консультирование, организация деятельности и мероприятий по интересам.

Основные направления профессиональной деятельности:

  • воспитательная;
  • управленческая;
  • профилактическая;
  • исследовательская;
  • информационная;
  • консалтинговая.

Функции

  • исследования, диагностики и оценки положения молодых людей в обществе;
  • эффективное взаимодействия с молодыми людьми и молодежными сообществами;
  • проектирования, внедрения и сопровождения молодежных проектов;
  • информирование и консультирование молодых людей, молодежных организаций;
  • организация деятельности молодых людей в группах, развития самодеятельности молодежи;
  • управленческая деятельности;
  • экономическая деятельности и экономического обеспечения работы с молодежью;
  • разработка и внедрение услуг, востребованных в молодежной среде;
  • организация взаимодействия с органами власти и управления, с государственными и неправительственными организациями и учреждениями;
  • эффективное вовлечение молодых людей в экономическую, общественно-политическую, культурную жизнь общества;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества;
  • развитие активности, лидерства и самоуправления молодежи;
  • развитие карьеры молодежи, предпринимательства и экономической успешности молодежи на рынке труда.

Специалист должен знать:

  • закономерности становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений;
  • социально-психологические и поведенческие, этнокультурные и конфессиональные особенности молодежи как социально-демографической группы современного общества;
  • закономерности и особенности развития сложных социальных систем, явлений и деятельности;
  • психолого-педагогические, социально- правовые, экономико-управленческие и технологические основы организации работы с молодежью;
  • историю и этапы становления и развития социологии молодежи;
  • уроки зарубежного и отечественного опыта развития государственной молодежной политики;
  • историю развития молодежного движения в нашей стране и за рубежом;
  • эффективные модели и технологии организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом;
  • основы государственного и муниципального строительства в России, государственной и муниципальной службы;
  • теории и модели развития организаций и учреждений сферы услуг для молодежи;
  • технологии проектирования, внедрения и эффективного управления молодежными проектами;

Объекты профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью:

  • правовые учреждения, регламентирующие и защищающие права, интересы и проблемы молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет;
  • муниципальные, государственные, неправительственные организации и учреждения, реализующие функции государственной молодежной политики и работы с молодежью;
  • организации, учреждения и предприятия, на которых обучаются, трудятся, пребывают молодые люди;
  • формальные и неформальные объединения и сообщества молодежи;
  • федеральные, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: