Теоретические основы управленческой деятельности муниципального образовательного учреждения

План

Введение.

1. Теоретические основы управленческой деятельности муниципального образовательного учреждения.

1.2. Тенденции развития отечественной системы управления образованием.

1.3. Управление образованием в зарубежных странах.

Глава 2. Анализ управленческой деятельности муниципального образовательного учреждения.

2.1. Краткая характеристика МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Казань».

2.2. Основные факторы повышения эффективности управления МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Казань».

Глава 3. Совершенствование упавленческой деятельности муниципального образовательного учреждения.

3.1. Основные поблемы и направления совершенствования управления образованием. 68

3.2. Программа совершенствования системы управления МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Казань».

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что образование является важнейшей подсистемой социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний умений и навыков в целях эффективного их использования в профессиональной деятельности.

Проблема состоит в том, что происходящие изменения в социально-экономическом устройстве России с начала 1990-х годов, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренные изменения в регулировании деятельности образовательных учреждений на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Это связано как с расширением прав и ответственности образовательных учреждений, органов управления, образованием на местах, так и с необходимостью более гибкой адаптации к переменам в обществе. Радикальным изменениям подвергаются все уровни системы управления образованием: федеральный, региональный, муниципальный.

Под регулированием деятельности образовательных учреждений в нашем исследовании понимается процесс поддержания стабильности образовательной системы и ее адаптация к изменяющимся условиям, который осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными и муниципальными учреждениями.

Образовательное учреждение в Российской Федерации - это учреждение, обеспечивающее содержание, обучение и воспитание обучающихся и осуществляющее образовательный процесс на основе реализации одной или нескольких образовательных программ.

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в ст.12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается «это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников».

В настоящее время российские образовательные учреждения реализуют образовательные программы: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; среднего и высшего профессионального образования.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Основные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ». Реализация национального проекта «Образование» является приоритетным направлением развития системы образования в России.

Задачи и направления ПНП «Образование» заложены в ряде документов программного характера: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта «Образование», направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетных национальных проектов на 2015 год.

Кроме того, на федеральном уровне действует ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок реализации отдельных мероприятий в рамках каждого из направлений ПНП «Образование». В субъектах Российской Федерации ежегодно принимаются нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию направлений и мероприятий национального проекта на региональном уровне.

Совершенствование системы управления муниципальным образовательным учреждением в рамках реализации национального проекта «Образование» приобретает особую актуальность и практическую значимость. Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управления муниципальным образовательным учреждением. Объектом исследования является система управления МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Казань». Предметом исследования является механизм управления органов управления МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Казань».

Для этого в дипломной работе, считаю необходимым, решить следующие задачи:

1) Изучить теоретические основы и нормативно-правовые основы управления муниципальным образовательным учреждением;

2) Провести анализ основных факторов эффективного управления муниципальным образовательным учреждением;

3) Выявить основные направления по повышению эффективности управления муниципальным образовательным учреждением.

Теоретико-методологическую основу исследования составили системный анализ природы, сущности, содержания и функций научного познания, труды по теории социального и государственного управления, общей теории права и государства, теории систем. Изучалась общетеоретическая и специальная литература по проблемам конституционного, административного права, теории и практики управления в сфере образования.

В процессе исследования проведен сравнительно-правовой анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих основы государственной политики, соответствующие правовые статусы и компетенцию федеральных органов исполнительной власти и межотраслевых органов управления в сферах развития науки и образования.

При написании дипломной работы была использована как методическая, так и специальная литература в области управления муниципальным образовательным учреждением, нормативные и законодательные акты.

В ходе работы использовались общенаучные (анализ и синтез, обобщение, дедукция и индукция и т.п.) и частнонаучные (логико-исторический, историко-гносеологический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, анализ документов) методы исследования.

Научная новизна работы определяется тем, что проблема управления научно-педагогической деятельностью в МОУ рассмотрена исходя из современных концептуальных положений теории государственного управления, конституционного и административного права, теории и истории развития науки, теории социального управления, науковедения и т.д.

Структура работы – введение, основная часть, состоящая из трех разделов, заключение, список использованной литературы.

Теоретические основы управленческой деятельности муниципального образовательного учреждения

1.1. Система управления образованием: сущность и основные подходы к изучению.

Современное состояние сферы образования сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в XX веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, реальные достижения в этой сфере легли в основу важных социальных и научно-технологических преобразований. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о «кризисе образования».

В последние десятилетия в процессе поисков путей выхода из создавшейся ситуации происходит формирование новой образовательной системы, ход процесса формирования которой принципиально зависит от характера управления образованием. При этом усиливается и «кризис управления», когда управленческие отношения идут в одном направлении, а процессы (социальные) развиваются в другом, нередко прямо противоположном.

В связи с вышеизложенным современные преобразования в области управления образованием требуют раскрытия сущности управления системой образования. Необходимость поиска адекватных современной ситуации подходов к исследованию управления образованием обусловлена тем, что в многочисленных эмпирических исследованиях по проблемам управления образованием не достаточно четко определена теоретическая основа исследовательской деятельности. Как показал проведенный анализ мнений ученых, подходы к определению основных категорий управления образованием во многом расходятся.

Применительно к институту образования в некоторых отечественных публикациях термин образование трактуется как:

- социальное явление, атрибут и неизменный спутник человечества на всем его историческом пути;

- значимая ценность (как социальная, так и индивидуальная);

- функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию;

- сложная иерархическая система, включающая в себя различные уровни образования;

- область жизнедеятельности общества, содержащая не только сферу образования, но и другие родственные отрасли - культуру, здравоохранение и др.;

- деятельность, основное содержание которой составляет взаимодействие педагогов и тех, кто является субъектом образовательного воздействия;

- результаты образовательной деятельности.

Институт образования представляет собой целостную систему, включающую в себя стратегию и тактику формирования и развития зрелого общества, получающего адекватные требованиям времени знания. Именно совершенство развития данного института определяет уровень знаний, просвещения и воспитания нации. Образование представляет собой системный процесс накопления, хранения и распространения знаний, получаемых на основе развития фундаментальной и прикладной науки, а также на базе социального опыта нации.

Научные работы, посвященные изучению управления образованием можно условно разделить на несколько направлений: управление процессом образования (В.П. Беспалько, Г.Е. Зборовский, Г.В. Осипов, А.Н. Тихонов и др.), управление образовательными учреждениями (И.П. Гришан, B.C. Лазарев, В.П. Симонов и др.), управление федеральными, региональными, муниципальными системами образования (М.В. Артюхов, С.Н. Братановский, В.И. Дружинин, П.И. Третьяков и др.).

Первоначально в отечественных публикациях затрагивались только вопросы управления процессом образования (обучения, воспитания, или формирования личности). Это объясняется тем, что существовавшая командно-административная централизованная система государственного управления, когда государство, по сути, было единственным субъектом управления образованием, реальное наличие других субъектов не предусматривала.

Публикации по вопросам управления образовательными учреждениями становятся наиболее актуальными в 80-ые годы, когда образовательным учреждениям разрешается определенная самостоятельность в рамках заданного генерального направления. Практически все авторы данного направления трактуют управление с точки зрения кибернетического подхода, рассматривая его в качестве научной основы практики управления, где преобладает изучение только объектной стороны управления.

Однако, в условиях современных преобразований необходимо исследование управления образованием как сложной системы, включая субъектную сторону управления, установление внутренних связей, особенностей взаимодействия с внешней средой, определение присущих ей свойств, что обуславливает применение системного подхода.

Работы по вопросам управления федеральными, региональными и муниципальными системами образования появляются в России лишь в 90-х годах XX века, когда происходит перенос центра тяжести ответственности, а, следовательно, и управленческих решений на региональный, а затем и на муниципальный уровень. Однако, несмотря на усиление демократических начал в управлении, учеными данное направление остается малоразработанным, особенно слабо изученным являются особенности формирования и развития государственно-общественного управления на муниципальном уровне.

С позиции управленческого подхода образование трактуется уже как сфера распределения властных полномочий между различными уровнями о власти и субъектами образовательной политики (рисунок 1).

 
 

 

Рисунок 1. Уровни реализации образовательной политики

Для обеспечения управленческих функций создаются системы управления образованием, в рамках которых возможно рассмотрение как взаимосвязанных, так и относительно самостоятельных компонентов: материальных, организационных, информационных, нормативно-правовых и др. (рисунок 2).

 
 

 

Рисунок 2. Система управления образованием

Система управления образованием - одна из подсистем управления обществом, имеющая определенную внутреннюю организацию и функции, связь с другими системами и перспективы дальнейшего развития. При этом управление образованием является видом социального управления, который мы будем понимать в узком смысле как «управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средства реализации социальной политики».

Интегральная методология управления образованием в условиях модернизации образования должна строиться с учетом общих принципов управления.

Сегодня в системе управления образованием можно выделить такие основные принципы как оптимального сочетания централизации и децентрализации; единоначалия и коллегиальности; прав, обязанностей и ответственности. Их соблюдение позволяет обеспечить координацию деятельности всех уровней управления; способствует повышению требовательности к исполнению своих обязанностей, осуществлению контроля принятых решений.

В целом соблюдение комплексного принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении образованием повышает динамичность и гибкость управляющей системы, усиливает самостоятельность и ответственность исполнителей, развивает их творческую инициативу, повышает управленческую культуру.

Также необходимо особо выделить принцип единства образовательного пространства, соблюдение которого гарантирует каждому обучающемуся получение качественного образования вне зависимости от места проживания, а также защиту системой образования национально-региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Одним из важных принципов, определяющих сегодня деятельность органов управления образованием всех уровней, является принцип государственно-общественного характера управления образованием.

Как указывает В.П. Сергеева, особенностью современного этапа развития российского образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

К принятию решений по наиболее важным вопросам образования постепенно привлекается все больше педагогической (через советы, ассоциации и т.п.), а затем и широкой общественности (віоіючая родительскую). Однако реализация принципа государственно-общественного управления в системе образования происходит непросто. Отчасти это объясняется и тем, что данный принцип не имеет однозначного определения и по-разному трактуется учеными, управленческими работниками, практиками.

Региональная система управления образованием представляет собой относительно обособленную совокупность связанных между собой управленческих процессов, реализуемых регионами и входящими в состав данного субъекта муниципальными образованиями и иными институтами. Она ориентирована на развитие местных особенностей и образовательные запросы населения территории. Управление региональной системой образования позволяет найти новые источники и ресурсы для развития этой жизненно важной сферы; определить перспективные пути повышения эффективности научно-технического, социально-экономического и духовного развития региона.

Управление региональной системой образования, включающей подсистемы дошкольного, общего среднего образования, начального, высшего профессионального, последипломного, а также дополнительного образования ориентировано на непрерывное улучшение его качества, эффективности. От эффективности управления системой образования во многом зависит будущее региона.

Регионализация при этом имеет двойственное понятие. С одной стороны, она проявляется в отборе содержания, в усилении регионального компонента государственного образовательного стандарта. С другой стороны, подчеркивается роль регионального управления системой образования, выполнение управленческих действий региональной власти по повышению качества образования.

В.М. Петровичев, например, под регионализацией образования понимает процесс обеспечения полноты и непрерывности процесса образования конкретного ребенка, проживающего на данной территории. Однако данное определение представляется нам узким, включающим в большей степени лишь педагогический аспект. А процесс регионализации - явление более широкое.

Поэтому более логичным, на наш взгляд, является следующее определение: наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими особенностями, что будет способствовать превращению образования в действенное средство развития всего региона.

В последнее десятилетие центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещается уже на муниципальный уровень, реализуется принцип муниципализации. Как справедливо указывают Илясов Д.С. и Г.Н. Сериков, это происходит в связи с тем, что местное самоуправление является одним из важнейших условий становления гражданского общества. Вообще, как показывает опыт многих стран и России, одним из наиболее оперативных, эффективных и перспективных субъектов осуществления социальной политики являются институты местного самоуправления.

Многие социальные проблемы образования эффективнее решаются на муниципальном уровне, нежели на федеральном или региональном, так как именно здесь можно сосредоточить основное внимание на обеспечении и организации образования подрастающего поколения.

Определение системы управления образованием на муниципальном уровне, наиболее точное с нашей точки зрения, дает В.Б. Зотов, понимая под ней - «совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».

Анализ современных тенденций изменений и проблем управления развитием образования показывает наличие стихийности в управлении развитием образовательных систем различного уровня. Наличие многих проблем объясняется стихийностью в выборе управляющих воздействий, средств, способов, отсутствием целенаправленно осуществляемых связей между ними, пренебрежением необходимости учета изменений условий, в которых протекают процессы управления. Наличие вышеуказанных факторов, свидетельствующих об отсутствии системности в процессах управления образованием, выдвигает необходимость решения управленческих проблем на основании системного подхода.

Этот подход в таких своих основных формах, как аналитическая и синтетическая, широко используется в исследованиях различных социальных явлений и процессов. В теории и практике управления системный подход приобретает наибольшее развитие, значение и распространение.

Возможность использования системного подхода в педагогических исследованиях рассматриваются в работах Б.С. Гершунского, Ю.А. Конаржевского, Ф.Ф. Королева, Г.Н. Серикова. При рассмотрении системного подхода по отношению к управлению образованием нельзя забывать о том, что системные и устойчивые результаты не могут быть достигнуты без распространения практики нововведений на уровень управления образовательными системами, вхождения в инновационные процессы.

По утверждению ряда ученых (В.Н. Аверкин, И.А. Бажина, Н.Д. Малахов, Л.Я. Олифиренко) нововведения в управлении образованием являются способом решения управленческих проблем в контексте глубоких изменений в области образовательных потребностей населения.

В целом, инновация (нововведение) в системе образования представляет собой «сознательно инициируемое и целенаправленное реальное изменение, вносящее во внутреннюю среду и строение системы образования новые, относительно стабильные элементы и отношения, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой системы образования как целого».

Стратегия инновационного поведения на уровне управления образовательной системой может изменяться от активно-приспособительной до активно-адаптирующей. В первом случае управленческая система ориентируется преимущественно на изменения внутри образования, стремится приспособить его к изменениям внешней среды: социальной, культурной, правовой, экономической. Во втором случае инновации направлены не только на изменение системы образования в соответствии с потребностями внешней среды, но воздействуют на внешнюю для образования среду с целью использования ее возможностей для реализации образовательных целей.

Активно-адаптирующая инновационная стратегия, на наш взгляд, является более адекватной стремительному темпу перемен в обществе. Она представляет собой «ведущий способ реализации государственной политики в образовании, когда органы управления образованием выступают в качестве заказчика по отношению к другим системам, тем самым реализуется возможность целенаправленно воздействовать на внешнюю для образования среду, создавая условия для изменения среды внутри системы образования».

Для применения системной стратегии необходимо использование метода программно-целевого планирования как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу, в результате чего происходит определение приоритетных звеньев, позволяющих реорганизовать образование в целом, что обеспечивает согласование связей между различными нововведениями.

Системный подход, базируясь на идее целостности развития образовательной системы, предполагает, что органы управления, вводящие какие-либо новшества, имеют образ того, что они хотели бы получить в перспективе и, соответственно, определяют последовательность действий. «Цель выстраивания приоритетов на основе образа прогнозируемого состояния образования - обеспечить такой переход к будущему состоянию, при котором, во-первых, не нарушается стабильное функционирование образовательного учреждения, во-вторых - выбор нововведений осуществляется на основе критерия результативности по отношению ко всей системе».

Частичная стратегия управленческих нововведений предполагает реализацию отдельных инновационных проектов, создание так называемых «точек роста» в развитии образования. Системная же стратегия управленческих инноваций ориентирована на результат. Данный принцип представляется чрезвычайно важным в условиях современного российского образования. Десятилетиями в образовании складывалась тенденция к активному совершенствованию процесса обучения, при этом недостаточно уделялось внимание постановке целей и диагностике главного результата работы образовательных учреждений и органов управления образованием.

Стратегия системных инноваций использует принцип опережающего управления: происходит предвидение возможных осложняющих факторов, что позволяет реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям для системы образования.

Данная модель управления образовательной системой предполагает также создание и использование сетевых организационных структур.

Подобная модель инновационной системы управления образованием сможет создать основу для инновационной ориентации управленческой системы образованием в целом, повысить эффективность деятельности органов управления образованием.

Применительно к процессу управления понятие эффективности достаточно сложно определить, учитывая многозначность и многоаспектность этого процесса. Вопросам оптимизации и оценки системы управления образованием посвящены труды таких ученых как М.Л. Аграновича, В.И. Деркача, И.А. Коха, В.Л. Назарова, М.М. Поташника и др.

По мнению В.И. Патрушева, «слабая разработанность проблем эффективности управления обществом связана с тем, что ее оценка трудно поддается строгому количественному измерению, представляет определенную сложность выработка действенных критериев эффективности управления различными сферами общества».

Если рассматривать процесс государственного управления, то под эффективностью государственного управления понимается «совокупный полезный эффект деятельности органа государственного управления, измеренный относительным способом».

Исследователи Института управления образованием РАО считают, что системы управления в образовании отличаются друг от друга качеством, то есть способностью добиваться результатов через достижение целенаправленности и организованности субъекта и объекта управления, умение увязывать в единое целое потребности и возможности их удовлетворения.

В контексте же нашего исследования представляет интерес оценка эффективности управления образованием на муниципальном уровне.

В частности, рассматривая территориальную систему образования, под эффективностью управления образованием Л.Я. Барсукова подразумевает «успешность выполнения первоочередных задач, каждая из которых связана с обеспечением функций образования:

- формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения;

- формирование практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей;

- превращение образования в развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности».

Вместе с тем, автор не предлагает методик оценки эффективности выполнения территориальной системой образования этих функций.

А.Б. Вифлеемский, различая экономическую и социальную эффективность территориальной сети образовательных учреждений отмечает, что «определить затраты, вызвавшие тот или иной социальный эффект, часто невозможно, поэтому наличие самого результата может рассматриваться как эффективность». Тоже можно сказать и об управленческой деятельности территориального органа управления. На наш взгляд, определение вклада территориального органа управления образованием в получении социальных эффектов представляется достаточно сложным.

Эффективность системы управления образованием характеризуется действенностью системы управления, ее автономностью, степенью организованности и самоуправления, гибкостью и т.п. В свою очередь эффективность процесса управления характеризует результативность самого процесса воздействия субъекта (т.е. государственных и муниципальных органов управления образованием и общественности) на управляемый объект (образовательные системы).

Однако, учитывая, что основу процесса управления образованием составляет процесс выработки и принятия управленческого решения, при определении его эффективности следует учитывать дополнительные затраты собственно на его организацию. Сложность при этом заключается в том, что «трудно подобрать величины, которые могли содержать такие элементы сравнения, которые могли бы выступить в роли показателей и критериев».

Под показателем обычно понимается основная оценочная характеристика управленческой деятельности. Критерий рассматривается как признак, на основании которого проводится оценка деятельности. Он означает степень реализации намеченной цели, правило, согласно которому определяется оценка или выбирается способ измерения, причем одновременно указывается какими измеряемыми характеристиками, параметрами, показателями, которыми необходимо при этом пользоваться. Критерий - средство, необходимый инструмент оценки. Функциональная роль критерия в определении или не определении сущностных признаков предмета.

Критериями эффективности социального управления выступают следующие:

- степень соответствия направлений, содержащих результаты деятельности органов управления образованием тем целям, которые определены функциональными управленческими структурами,

- легитимность решений и действий управления образованием, так как соблюдение правовых и иных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления,

- реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управленческих объектов, действенность управления, так как управленческие решения и действия утрачивают значимость, если они не связаны с воздействием и не обеспечивают функционирования и развития территориальной общности,

- степень учета в управленческом решении и организационной деятельности интересов и потребностей людей,

- демократизм управленческой деятельности, который при любых обстоятельствах повышает ее обоснованность и результативность,

- объективность и целесообразность управленческой информации, используемой при принятии решений и их реализации.

Главным критерием эффективности управления в области образования, по мнению Ф.Е. Штыкало, являются уровень деятельности управляемых объектов, степень совпадения достигнутых ими результатов с задачами, поставленными правительством, обеспечения максимально возможного в данных условиях уровня реализации этих задач. При этом очевидно, что Ф.Е. Штыкало подменяет критерии эффективности управления критериями эффективности деятельности объекта управления, т.е. системы образования.

Как справедливо отмечается в книге «Управление качеством образования», «многие руководители образования регионального и муниципального уровня до сих пор не поняли, что их деятельность не является педагогической и лежит совершенно в другой предметной области, называемой управлением, менеджментом в образовании, где действуют свои закономерности, принципы организации, методы и критерии оценки ее эффективности».

Критерием оценки эффективности муниципального управления выступают конкретные признаки, на основе которых производится оценка состояния местного сообщества, уровня его социального, экономического и духовного развития. Критерии обозначают объективную направленность эффективности, а показатели оценивают достигнутый ею уровень, критерии имеют нормативный характер, а показатели фиксируют достигнутый уровень.

Исходя из сказанного, под критериями эффективности управления образованием будем понимать признаки, необходимые для оценки системы управления образованием и определения степени реализации намеченных целей. При этом объект управления, в качестве которого выступает образовательная система, достаточно подробно изучается и исследуется на всех уровнях. Поэтому возникает необходимость выработки критериев для оценки деятельности субъекта управления, т.е. деятельности органов управления образованием и общественности, а также их роли в принятии управленческих решений.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение управления системой среднего образования в современной России должно быть основано на трехуровневом измерении как института образования, так и системы административного управления, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровни власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: