Защита прав потребителя при приобретении товаров по договору розничной купли-продажи

В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. (Преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей")

Несомненно, данная формулировка четко определяет понятие "потребитель", однако она не совсем конкретно определяет признаки, вытекающие их данного определения. Автор данной статьи предлагает несколько иной, более узкий смысл понятия "потребитель". Потребитель - всегда физическое лицо (и это главное его отличие от покупателя, где субъектом может быть как физическое, так и юридическое лицо), которое имеет намерение заказать, приобрести, и в дальнейшем использовать, либо заказывающее, приобретающее или использующее товары широкого потребления (любое движимое имущество) исключительно для индивидуальных (личных), семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В качестве потребителя может выступать любое физическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ограничения связанные с ограничением дееспособности). При этом граждане РФ, иностранные граждане, опотриды, бипотриды, беженцы обладают равными правами в потребительских правоотношениях.

Товары широкого потребления - любое движимое имущество. Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, теплоэнергия, электроэнергия, газ, вода и т.п. ГК РФ выделяет данные товары в качестве отдельных разновидностей, т.е. по ним заключаются иные договора купли-продажи.

На основании Закона "О защите прав потребителей" права потребителей в сфере приобретения товаров по договору розничной купли-продажи можно разделить на две группы. Первая - права потребителей, вытекающие из продажи им товара ненадлежащего качества. Вторая - права потребителей, вытекающие из продажи им товара надлежащего качества.

К первой группе относятся:

1. Право на безвозмездное устранение недостатков.

2. Право на возмещение расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом.

3. Право на соразмерное уменьшение покупной цены.

4. Право на замену товара аналогичной марки (модели, артикула).

5. Право на замену товара другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

6. Право на отказ от исполнения от договора купли-продажи и требования возврата уплаченной за товар денежной суммы.

7. Право на возмещение убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

К второй группе относятся:

1. Право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар.

2. Право на отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы.

Рассмотрим подробнее права потребителей.

1. Право на безвозмездное устранение недостатков не возникает у потребителя спонтанно, лишь на основании того, что товар недоброкачественен. Необходимо учитывать ряд особенностей. Одной из них является недостаток товара. Недостаток товара может быть как существенным, так и несущественным. Несущественный недостаток товара - несоответствие товара условиям договора, либо дефекты товара, в силу которых товар не может быть полностью использован по назначению и которые могут быть устранены, либо этот товар не предназначен для целей, для которых он приобретался покупателем. Несущественный дефект не означает, что товар не пригоден для его дальнейшей реализации, использования, это лишь проявляется в ограничениях в полном объеме использовать его по целевому назначению, что в свою очередь вызывает дискомфорт у потребителя. Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения или другие подобные недостатки (Закон "О защите прав потребителей"). (Преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей") В частности, к существенным недостаткам можно отнести недостатки, которые делают недопустимым использование товара в соответствии с его условиями назначения, т.к. такие недостатки могут быть опасными для жизни, здоровья или имущества граждан.
При этом стоит отметить, что данное право потребителя имеет некоторые ограничения:
А. - Чтобы заменить технически сложные и дорогостоящие товары необходимо наличие именно существенного недостатка. Причем Постановлением Правительства РФ установлен перечень технически сложных товаров, которые могут быть заменены лишь при наличии существенного недостатка. (Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575)) Этот перечень включает в себя: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; мотоциклы, мотороллеры; снегоходы; катера, яхты, лодочные моторы; холодильники и морозильники; стиральные машины автоматические; персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы. Данный перечень является исчерпывающим, однако в результате экономического развития, прогрессирования науки, техники этот перечень должен быть пополнен (к примеру, такими технически сложными устройствами, как товары термической обработки: печи СВЧ, электроплиты). Что же касается дорогостоящих товаров, то данная категория не освещена законодательством и является своего рода пробелом в гражданско-правовых отношениях.
Б. - Существуют товары, которые по своим свойствам, характеру не подлежат замене. В таких товарах как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарственные, товары бытовой химии и т.п. не могут быть устранены недостатки в силу характера данных товаров.

2. Право на возмещение расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом может быть реализовано в тех случаях, когда потребитель, либо иное лицо своими действиями и за свой счет устранили недостаток товара в течение гарантийного срока или срока годности.

3. Право на соразмерное уменьшение покупной цены. В случае приобретения товара с недостатками, свойства которого не позволяют их устранить, однако в силу своих конструктивных особенностей, характера, недостаток не препятствует использованию данного товара по назначению и в целях, для которых он приобретается, потребитель вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены. При этом соразмерность цены определяется с учетом характера недостатка товара.

4. Право на замену товара аналогичной марки (модели, артикула). Альтернативность Закона "О защите прав потребителей" дает потребителю небольшой, но выбор правомочий при продаже ему товара ненадлежащего качества. Потребитель вправе обратиться к продавцу с требованием о замене товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества той же марки (модели, артикула). При этом, если данное требование предъявлено в установленные сроки, но стоимость товара той же марки (модели, артикула) изменилась (либо повысилась, либо уменьшилась), перерасчет при обмене товара не производится. Другое дело, если потребитель требует замены товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества, но другой марки (модели, артикула), то перерасчет цен должен производиться в обязательном порядке. Существуют случаи, когда товар уже снят с производства, либо прекращены поставки вследствие форс-мажорных обстоятельств (непреодолимой силы). В данных случаях гражданское законодательство предусматривает прекращение обязательства за невозможностью исполнения. При этом бремя доказывания невозможности исполнить обязательства ложится на продавца (изготовителя). В случае существования реальной невозможности исполнить обязательство, потребитель вправе воспользоваться другими правомочиями.

5. Помимо всех перечисленных прав, потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Стоит отметить, что в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров, для которых предусмотрен особый порядок, при отказе от исполнения договора не требуется наличия существенного недостатка. Что же касается возврата уплаченной за товар денежной суммы, то законодательством данное положение не конкретизируется, давая, в частности, судам некоторую альтернативу.

Можно выделить несколько моментов, определяющих размер денежной суммы:

o на момент покупки;

o на момент предъявления требования;

o на момент подачи искового заявления в суд, в случае неудовлетворения в добровольном порядке продавцом (изготовителем) требований потребителя;

o на момент вынесения решения судом.

Законодательно все эти моменты не закреплены. Попробуем рассмотреть и проанализировать каждый момент в отдельности:

Момент покупки подтверждается соответствующими документами (кассовый, товарный чеки). Для того, чтобы именно момент покупки стал решающим в определении денежной суммы, нужно, чтобы он был зафиксирован в договоре. Тогда при предъявлении требований о возврате уплаченной за товар денежной суммы, потребителю будет на что ссылаться и, соответственно, ему будет возвращена денежная сумма за товар на момент покупки. Фактически и продавец, и потребитель возвращаются в первоначальное положение.

На этапе предъявления требования размер денежной суммы за товар может быть установлен либо договором, либо по соглашению сторон. Это добровольный порядок. При отказе продавца удовлетворить требования потребителя в возврате уплаченной за товар денежной суммы, последний вправе обратиться в суд.

Момент подачи искового заявления нецелесообразен, т.к. если исходить из цены, действовавшей на момент подачи заявления, то издержки судебной системы, в частности, длительное рассмотрение дела, ложатся на потребителя.

Наиболее правильным представляется выплата денежной суммы за товар на момент вынесения судом решения. В добавок к этому, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1997 №7 (в ред. От 10.10.2001) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.94 №7 (в ред. постановлений Пленума ВС РФ от 10.10.01 №11) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей") суды обладают правом взимать штрафы в размере цены иска за неудовлетворение в добровольном порядке продавцом требований потребителя о защите его прав, закрепленных Законом "О защите прав потребителей". Но поскольку взыскание штрафа является не обязанностью, а правом суда, он, исходя из конкретных обстоятельств дела, может не взыскивать штраф, либо снизить его сумму.

6. Право требовать полного возмещения убытков. Данное правомочие возникает у потребителя тогда, когда продавец (изготовитель, исполнитель) нарушает его потребительские права. ГК РФ содержит достаточно полное понятие убытков - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые были бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). (Гражданский Кодекс РФ Ч.1 ст. 15 п.2 от 21.10.94 (с изм. и доп. от 21.03.02 №31-ФЗ))

Убытки подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных законодательством (когда установлен ограниченный размер ответственности). Следует заметить, что убытки возмещаются потребителю независимо от неустойки, установленной законом, либо договором, штрафа, установленного судом, а также возмещение убытков не освобождает продавца от выполнения своих обязанностей перед потребителем в натуре.

Вторая группа правомочий потребителя содержит перечень прав в отношении непродовольственных товаров надлежащего качества. Непродовольственный товар надлежащего качества - товар, соответствующий обязательным требованиям, предусмотренным законом, условиями договора, который не может быть полностью реализован потребителем в соответствии с целями, для которых этот товар приобретался в результате несоответствия: размера, фасона, формы, габарита, расцветки, комплектации.

При приобретении непродовольственного товара надлежащего качества, потребитель вправе в течение 14 дней (не считая день покупки (тем самым законодатель устанавливает "твердый" срок)) обменять этот товар на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. Однако обменять данный товар можно только в том случае, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. При этом желательно еще подтвердить факт и условия покупки именно "этого" товара у "данного" продавца соответствующими документами (кассовый, товарный чек). Однако отсутствие документов, подтверждающих факт и условия покупки, не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания.

На сегодняшний день существует Перечень товаров, не подлежащих обмену, утвержденных Постановление Правительства РФ. (Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55) (с изменениями от 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.)) Тем самым перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые могут подлежать обмену, существенно сужен.

В случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения потребителя к продавцу, было бы правильным закрепить право потребителя на обращение непосредственно к изготовителю (данное положение законодательно не закрепляется). Целесообразность данного права заключается в том, что зачастую, за неимением времени, желания и т.п., продавец всячески игнорирует требования потребителя, а обратившись непосредственно к изготовителю, возможен положительный результат.

Существует также порядок, при котором обмен товаров может быть предусмотрен по соглашению потребителя и продавца при поступлении аналогичного товара в продажу. Закон обязывает продавца незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара. Однако Закон не устанавливает ответственности за несвоевременную информацию, либо если потребитель вообще не был информирован о поступлении аналогичного товара в продажу.

Автор считает важным восполнить данный пробел необходимостью введения штрафа, а также возможностью введения неустойки за каждый день просрочки (при этом неустойка должна взиматься со следующего просроченного дня после поступления товара в продажу (например, по накладной)). Также можно установить срок, в течение которого продавец обязан обеспечить поступления товара в продажу.

Помимо всего сказанного потребитель вправе, при отсутствии аналогичного товара в продаже отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Данное требование подлежит удовлетворению в течение 3-х дней со дня возврата товара. И опять в законодательстве содержится пробел в отношении ответственности продавца (изготовителя) за просрочку удовлетворения требования потребителя. Разумным было бы также введения неустойки в размере 1 % за каждый день просрочки выполнения требования потребителя. Это самые основные правомочия потребителей по договору розничной купли-продажи в отношении товаров ненадлежащего качества, а также непродовольственных товаров надлежащего качества.

В заключение отметим, что требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, потребитель вправе предъявить продавцу (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю), изготовителю, а в некоторых случаях и импортеру одновременно. Закон не содержит запрета на такого рода действия. Тем самым значительно повышая ответственность продавца (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя), изготовителя, а в некоторых случаях и импортера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: