Глава 2. Диалектика

Помимо навязывания всем наукам подхода ТАУ, КОБ не оставляет без внимания и диалектику.

Откроем работу ВП СССР «Диалектика и атеизм: две сути несовместны» (о, великий русский язык, как же тебя покалечили пророки «истинного коммунизма»!). В ней сначала приводятся заимствованные из словарей, а не из первоисточников, но, тем не менее, неплохие определения и формулировки законов:

ДИАЛЕКТИКА … — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

… философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

… Диалектический материализм составляет органическое единство материализма и диалектики, исходит из того, что материя — единственная основа мира, сознание — свойство материи, признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движения и развитие мира как результат его внутренних противоречий.

… Основу всякого развития составляет противоречие — борьба (взаимодействие) противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Единство противоположностей относительно, их борьба — абсолютна…

… Мера — философская категория, выражающая диалектическое единство качества и количества объекта: указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот.

… развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Форма процесса развития имеет вид спирали: каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов. [5, 20-24]

Ниже следует обещание показать, что:

Когда первоначально термином «диалектика» … обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды, то древние были ближе к полноте диалектичности мышления, нежели марксисты. [5, 25]

Мягко говоря, странно называть более полным диалектическим мышлением его ранние предпосылки у Зенона, софистов и Сократа (способность вести спор посредством вопросов и ответов) и изобретение научной классификации Аристотелем (искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды).

Авторы не замечают, в чем собственно з е рна диалектики у Сократа – не просто в вопросах и ответах, а в выявлении противоречий в рассуждениях оппонента и принятии обеих сторон противоречия.

Методы Зенона и софистов еще дальше отстоят от зрелой диалектики, нежели диалоги Сократа. Они представляют собою апории и софистику соответственно. Победы в их спорах достигалась за счет исключения противоположностями друг друга без учета второй стороны противоречия – единства. Такая «диалектика» на самом деле – половинка одного из трех основных законов диалектики. Абсолютизация одной из сторон противоречия – прием метафизики, т.е. антидиалектики.

Классификация Аристотеля – элемент формальной логики – низшей, подчиненной по сравнению с логикой диалектической.

Если уж искать в истории диалектику в ее наиболее ранней, стихийной, интуитивной форме, то таковую мы находим у до-сократиков. Своей вершины досократическая диалектика достигает у Гераклита Эфесского: «Все течёт, все меняется. …Мы входим и не выходим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые. …Война – отец всех вещей, отец всего. …Этот порядок, один и тот же для всех вещей, не сотворен никем из богов, и никем из людей, но всегда был, есть и будет вечным живым огнем, мерами возгорающимся и мерами затухающим». [6]

Как видим, предшественники Сократа усматривали противоречия во всей окружающей природе, сам он стал усматривать их в человеческих рассуждениях, но все это были первые наброски, лишь к 19-му столетию превратившиеся в «прекрасного лебедя» диалектики.

Далее коллективом ВП СССР предлагается еще одно выражение законов диалектики в качестве более полного по сравнению с марксистским:

...в культуре народов с развитой образно-символической письменностью неизбежно появление символа-иероглифа, указующего на диалектичность Жизни и как-то выражающего эту идею. Действительно, такой символ есть: это известный почти всем символ «Инь-Янь»: в нём запечатлено всё, что нашло своё выражение в формулировках трёх законов диалектики диалектического материализма, а также и то, что выходит за пределы этих формулировок и не нашло в них никакого выражения, — в силу чего формулировки законов диалектики в марксистско-ленинской философии предстают как ущербные со всеми вытекающими из этого факта последствиями для практической деятельности на её основе. [5, 13]

Как отмечал Генрих Волков в книге «Три лика культуры», творческое мышление проходит ряд уровней: художественно-образный, философский, научный и уровень практического осуществления. [7, 34-35] Насколько бы удачно символ Инь-Янь не отражал законы диалектики, без философского осмысления и научного применения мы не придем к практической деятельности со знанием дела.

Гегелевская и затем марксистская теории действительно понимают диалектику, т.е. выражают в понятиях, и понимают верно. Примеры проявления диалектических законов в природе и общественной жизни в достаточном количестве приведены в «Анти-Дюринге» и «Диалектике природы» Энгельса. Окончательным критерием истинности теории является практика. В 20-м веке такой практикой стали социалистические революции, возглавляемые компартиями, которые руководствовались диалектико-материалистической теорией.

Посмотрим, как будут выкручиваться КОБовцы, показывая большую полноту «мраморной заготовки» в сравнении с ««Давидом» работы Микеланджело».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: