Цивилизационный подход к типологии государств

В основе цивилизационного подхода к типологии государств выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, нацио­нальная самобытность, технология и другие состояния культу­ры и общества.

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и нашло в последующем свое развитие в трудах крупнейших представителей философско-социологической мысли, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др.

Цивилизация – социокультурная система, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающаяегонеобходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

В ходе исторического развития сложилось более двадцати ци­вилизаций, которым соответствуют определенные типы государ­ственности.

Классификация типов цивилизаций:

1. В соответствии с периодами исторического развития:

- древние—локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская,

эгейская и другие);

-особенные ци­вилизации (индийская, китайская, западноевропейская, право­славная и другие), с соответствующими типами государств;

- современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

2. По характеру организации государственно-политических ин­ститутов:

- первичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (Древний Еги­пет и другие) существовали как политико-религиозные комплек­сы, обожествлявшие фараонов и занимавшиеся религиозной дея­тельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.

- вторичные цивилизации. (западноевропейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская, и др.) Государства вторичных цивилизаций, в том числе ев­ропейские государства, выступали в обществе как элемент, подчи­ненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассмат­ривалась как проявление божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государст­ва и религиозной властью церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: