Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
повреждена катушка зажигания; | Заменить катушку зажигания |
отсутствие надежного контакта в цепях системы зажигания; | Подтянуть контакты, проверить целостность предохранителя |
неисправны датчики системы управления двигателем; | Заменить датчики |
неисправен блок управления | Заменить блок управления |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Симптомы неисправности двигателя:
Перебои на малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
высокий или низкий уровень бензина в поплавковой камере карбюратора; | Отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере |
неправильная регулировка частоты холостого хода двигателя; | Отрегулируйте систему холостого хода |
наличие воды в топливном баке; | Слейте отстой из топливного бака |
неправильная регулировка зазоров клапанов газораспределительного механизма; | Отрегулируйте зазоры газораспределительного механизма |
негерметичность фланцевых соединений карбюратора, впуского коллектора и головки блока цилиндров; | Подтяните крепления фланцевых соединений карбюратора, при необходимости заменить прокладки |
неисправен экономайзер принудительного холостого хода; | Соедините трубку запорного устройства с трубкой, расположенной на другой стороне корпуса карбюратора (ниже трубки вакуум-корректора). Если частота холостого хода стабилизируется - заменить неисправный элемент системы отключения подачи топлива. Если частота холостого хода не стабилизируется - промойте каналы холостого хода, проверьте герметичность заглушек на карбюраторе |
нагар на свечах зажигания; | Очистить свечи. Если нагар образуется постоянно - заменить свечи на более "горячие". |
повышенный зазор между электродами свечей зажигания | отрегулировать зазоры между электродами свечей зажигания |
негерметичность соединений трубки вакуум-корректора автомата блока управления | Проверить и при необходимости устранить причину отсутствия герметичности |
Симптомы неисправности двигателя:
Перебои в одном или нескольких цилиндрах двигателя
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
электрический пробой изоляции провода высокого напряжения | Заменить поврежденный провод |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Перебои или отказ в работе одного из цилиндров двигателя
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
нагар на изоляторе свечи зажигания; | Очистьте нагар пескоструйным аппаратом |
неисправна свеча зажигания | Замените неисправную свечу зажигания |
Симптомы неисправности двигателя:
Перебои или отказ в работе двух цилиндров двигателя
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
повреждена двухвыводная катушка зажигания; | Заменить двухвыводную катушку зажигания |
поврежден блок управления | Заменить блок управления |
повреждены две свечи зажигания | Заменить поврежденные свечи зажигания |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Повышенная токсичность выхлопных газов
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
Чрезмерно богатая или бедная топливная смесь | Настроить карбюратор |
нагар на свечах, неправильный зазор между электродами; | Очистить свечи, отрегулировать зазор между электродами, при необходимости заменить свечи зажигания на более "горячие" |
негерметичность клапанов газораспределительного механизма; | Притереть клапаны |
повреждение маслоотражагельных колпачков; | Заменить изношенные колпачки |
износ цилиндро-поршневой группы; | Произвести ремонт двигателя |
негерметичность соединений трубки вакуум-корректора автомата блока управления | Проверить и при необходимости устранить причину отсутствия герметичности |
неисправен датчик абсолютного давления | Заменить датчик |
. |
т |
а |
Симптомы неисправности двигателя:
Ухудшение динамики автомобиля (плохая приемистость двигателя, двигатель не развивает полной мощности)
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
неполное открытие дроссельных заслонок; | Отрегулировать работу привода дроссельных заслонок |
Чрезмерно бедная топливная смесь | Отрегулировать качество топливной смеси |
нарушение работы ускорительного насоса; | Промыть распылитель и каналы ускорительного насоса, продуть сжатым воздухом. Проверить целостность диафрагмы, герметичность клапанов ускорительного насоса |
загрязнен воздушный фильтр; | Заменить фильтрующий элемент |
выхлопными газами пробита прокладка (между головкой и блоком цилиндров двигателя) в районе перемычки, разделяющей соседние цилиндры (при этом в смежных цилиндрах резко падает компрессия) | Заменить прокладку |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Повышенный расход бензина
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
Богатая или бедная топливная смесь | Настроить карбюратор |
засорен воздушный фильтр | Заменить фильтрующий элемент |
неправильная установка угла опережения зажигания; | Отрегулировать угол опережения зажигания |
нарушение герметичности системы питания; | Проверить герметичность топливопроводов, бензобака, соединений. Устранить выявленные неисправности |
неисправности в ходовой части автомобиля; | Проверить и установить нормальное давление воздуха в шинах, убедиться в полном растормаживаннии колес при отпущенной педали тормоза, проверить и установить нормальные зазоры в подшипниках передних колес |
повышенный уровень бензина в поплавковой камере; | Отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере |
загрязнен карбюратор; | Промыть карбюратор |
воздушная заслонка открывается не полностью; | Отрегулировать крепление тяги к приводу воздушной заслонки |
негерметичность соединений трубки вакуум-корректора автомата блока управления | Проверить и при необходимости устранить причину отсутствия герметичности |
Повреждение гибкого шланга слива топлива в бак | Заменить гибкий шланг |
Симптомы неисправности двигателя:
Двигатель перегревается
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
недостаточный уровень охлаждающей жидкости | Довести уровень охлаждающей жидкости до нормального уровня |
засорен радиатор; | Промыть систему охлаждения |
неисправен термостат; | Заменить термостат |
проскальзывает ремень привода помпы охлаждающей жидкости; | Отрегулировать натяжение ремня |
повреждение помпы охлаждающей жидкости | Отремонтировать или заменить помпу охлаждающей жидкости |
неисправен датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости | Заменить датчик |
чрезмерно обедненная топливная смесь | Настроить систему формирования топливной смеси карбюратора |
неисправности ходовой части автомобиля; | Проверить и установить нормальное давление воздуха в шинах, убедиться в полном растормаживаннии колес при отпущенной педали тормоза, проверить и установить нормальные зазоры в подшипниках передних колес |
Симптомы неисправности двигателя:
Двигатель перегревается, из охлаждающей системы выгоняется охлаждающая жидкостью (в начальной стадии - только при
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
выхлопными газами пробита прокладка (между головкой и блоком цилиндров двигателя) - в районе перемычки между отверстием для какого-либо из цилиндров и отверстием канала для циркуляции охлаждающей жидкости | Заменить прокладку |
Симптомы неисправности двигателя:
Двигатель не нагревается до рабочей температуры (либо долго нагревается)
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
неисправность термостата | Заменить термостат |
Симптомы неисправности двигателя:
Двигатель продолжает работать после выключения зажигания
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
Перегрев двигателя | См. раздел "Двигатель перегревается" |
используется низкооктановый бензин | Использовать топливо, соответствующее техническим требованиям завода-изготовителя двигателя |
Неисправен электромагнитный клапан прекращения подачи топлива | Проверить надежность электрического контакта, при необходимости заменить электроклапан |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Детонационные стуки в двигателе
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
нагар на стенках камер сгорания и днищах поршней; | Очистить камеры сгорания и днища поршней от нагара (погонять двигатель под нагрузкой на высоких оборотах длительное время), использовать качественное топливо, соответствующее техническим требованиям завода-изготовителя |
применен низкооктановый бензин | Использовать топливо, соответствующее техническим требованиям завода-изготовителя двигателя |
Симптомы неисправности двигателя:
Низкое давление масла
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
масло в двигателе не соответствует техническим требованиям завода-изготовителя двигателя | Заменить масло на соответствующее требованиям завода-изготовителя двигателя |
засорение или самопроизвольная фиксация редукционного клапана в открытом положении; | Промыть детали клапана, прочистить гнездо в корпусе масляного насоса |
неисправен датчик или указатель давления масла; | Замерить давление контрольным манометром и при необходимости заменить неисправные приборы |
перегрев двигателя; | Устранить причины перегрева |
ослабление усилия пружины редукционного клапана; | Заменить пружину |
чрезмерный износ вкладышей коленчатого вала; | Заменить вкладыши |
чрезмерный износ масляного насоса; | Заменить масляный насос, заменить прокладку между крышкой и корпусом тонкой бумажной прокладкой |
заниженный или завышенный уровень масла в масляном картере | Довести уровень масла до рекомендуемого уровня |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Повышенный расход масла
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
износ поршневых колец; | Заменить поршневые кольца |
засорение системы вентиляции картера двигателя; | Провести очистку системы вентиляции картера |
течь масла через сальники и/или неплотности соединений; | Заменить сальники, сальниковую набивку, восстановить герметичность соединений подтяжкой креплений или заменой прокладок |
повреждение маслоотражательных колпачков | Заменить маслоотражательные колпачки |
Симптомы неисправности двигателя:
Стуки в двигателе
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
чрезмерный износ шатунно-поршневой группы; | Произвести ремонт двигателя |
чрезмерный износ вкладышей коленчатого вала; | Заменить вкладыши |
Симптомы неисправности двигателя:
Стуки в передней части двигателя
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
заклинивание плунжера гидронатяжителя цепи | Разобрать гидронатяжитель, установить причину заклинивания и при необходимости заменить изношенные детали |
Симптомы неисправности двигателя:
Вода в масле
Причина неисправности двигателя | Способ устранения |
повреждение прокладки между головкой и блоком цилиндров двигателя | Заменить прокладку |
трещина в блоке цилиндров двигателя (например, вследствие замерзания охлаждпющей жидкости) | Заменить блок цилиндров двигателя |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Симптомы неисправности сцепления:
Неполное выключение сцепления - сцепление "ведет"
Примечание: не включаются или включаются с трудом передачи. При работе двигателя на холостых оборотах, включенной прямой передаче и выключенном сцеплении вторичный вал коробки передач не должен вращаться. Для проведения проверки необходимо снять карданную передачу и вставить в задний картер коробки передач отдельную скользящую вилку карданной передачи для предотвращения течи масла.
Причина неисправности сцепления | Способ устранения |
Воздух в гидравлическом приводе сцепления | Прокачать гидравлическую систему привода сцепления, убедиться, что перемещение конца вилки не менее 14 мм |
Ступица ведомого диска заедает на шлицах ведущего вала | Устранить причину заедания |
Коробление ведомого диска | Заменить ведомый диск или выправить его |
Неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги выключения сцепления | Выполнить регулировку взаимного положения концов рычагов выключения сцепления |
Симптомы неисправности сцепления:
Неполное включение сцепления - сцепление буксует
Примечание: ощущается специфический запах, наблюдаются замедленный разгон, падение скорости движения, замедленное преодоление подъемов.
Причина неисправности сцепления | Способ устранения |
Частично утрачена упругость нажимных пружин | Заменить нажимные пружины |
Замаслены фрикционные накладки ведомого диска | Заменить ведомый диск или фрикционные накладки. В случае незначительного замасливания фрикционных накладок - промыть керосином их поверхность и зачистить мелкой шкуркой |
Чрезмерный износ фрикционных накладок (до заклепок), рабочих поверхностей маховика и нажимного диска | Заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе. Заменить маховик или нажимной диск или устранить на них задиры и кольцевые риски с помощью механической обработки |
Засорено или перекрыто кромкой манжеты компенсационное отверстие главного цилиндра вследствие набухания манжеты | Прочистить компенсационное отверстие, промыть рабочей жидкостью главный цилиндр или заменить манжету |
Симптомы неисправности сцепления:
Неплавное включение сцепления
Причина неисправности сцепления | Способ устранения |
Замаслены фрикционные накладки ведомого диска | Заменить фрикционные накладки |
Чрезмерный износ фрикционных накладок (до заклепок) | Заменить ведомый диск или фрикционные накладки |
Ступица ведомого диска заедает на шлицах первичного вала | Устранить причину заедания |
Неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги | Выполнить регулировку взаимного расположения рычагов |
Пластинчатые пружины ведомого диска утратили упругость | Заменить ведомый диск |
Заедание рычагов выключения сцепления в опорах или выступов нажимного диска в окнах кожуха | Устранить причину заедания |
Симптомы неисправности сцепления:
Вибрация и шумы в трансмиссии при движении
Причина неисправности сцепления | Способ устранения |
Повреждение или износ, деталей демпферного устройства ведомого диска | Заменить ведомый диск в сборе |
Чрезмерный износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителя | Заменить фрикционную шайбу или пружину гасителя |
Симптомы неисправности сцепления:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
"Писк" и шум в сцеплении при работающем двигателе
Причина неисправности сцепления | Способ устранения |
Чрезмерный износ подшипника выключения сцепления | Заменить подшипник. Проверить и при необходимости восстановить соосность картера сцепления и коленчатого вала |
Симптомы неисправности сцепления:
Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе
Причина неисправности сцепления | Способ устранения |
Отсутствует смазка или изношены пластмассовые втулки оси педали сцепления | Смазать пластмассовые втулки коллоидно-графитным препаратом (ОСТ 08-420-74) или заменить изношенные втулки новыми |
Симптомы неисправности сцепления:
Выключение, сцепления происходит только при резком нажатии на педаль. При плавном нажатии педаль легко доходит до упора, сцепление не выключается
Причина неисправности сцепления | Способ устранения |
Загрязнение главного цилиндра | Промыть главный цилиндр |
Чрезмерный износ главного цилиндра | Заменить главный цилиндр |
Чрезмерный износ манжеты поршня главного цилиндра | Заменять манжету |
Симптомы неисправности сцепления:
Понижение уровня жидкости в наполнительном бачке главного цилиндра выключения сцепления
Причина неисправности сцепления | Способ устранения |
Износ или затвердение манжеты поршня рабочего цилиндра (течь рабочей жидкости) | Заменить манжету |
Нарушена герметичности соединения трубопровода с главным и рабочим цилиндрами (течь рабочей жидкости) | Подтянуть соединительные гайки |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Симптомы неисправности коробки переключения передач:
Затрудненно переключение передач
Причина неисправности коробки передач | Способ устранения |
Неполное выключение сцепления, наличие воздуха в гидроприводе выключения сцепления или недостаток жидкости в главном цилиндре выключения | Довести до нормы уровень жидкости в бачке главного цилиндра и прокачать систему гидропривода сцепления |
Ослабление затяжки стопорных болтов головок или вилок механизма переключения | Затянуть стопорные болты |
Заусенцы на внутренней поверхности зубьев муфт включения передач | Зачистить заусенцы |
Разбиты отверстия под штифты в корпусе рычага переключения | Заменить корпус рычага переключения или отремонтировать, расточив отверстия и запрессовав ступенчатые штифты |
Симптомы неисправности коробки переключения передач:
Нарушение синхронизации включения передач (включается с треском)
Причина неисправности коробки передач | Способ устранения |
Изношена резьба конической поверхности блокирующего кольца синхронизатора | Снять коробку передач с автомобиля. Снять передний картер и проверить щупом зазор между блокирующим кольцом и прямозубым венцом. Если зазор менее 0,3 мм, то установить новое блокирующее кольцо, притерев его к поверхности соответствующей шестерни до получения поверхности прилегания не менее 80% |
Деформировано блокирующее кольца (кольцо не «закусывает» на конусе при нажатии и повороте рукой) | Установить новое блокирующее кольцо, притерев его к поверхности соответствующей шестерни до получения поверхности прилегания не менее 80%. Притирочная паста должна соответствовать тредованиям завода-изготовителя |
Симптомы неисправности коробки переключения передач:
Самопроизвольное выключение передач
Причина неисправности коробки передач | Способ устранения |
Ослаблена затяжка гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или болтов крепления картеров коробки передач | Затянуть гайки или болты |
Изношены торцы зубьев муфт включения передач или зубья шлицевого венца на шестернях 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода на первичном валу | Заменить изношенные детали |
Ослаблены пружины фиксаторов | Установить пружины с усилием (60+15) Н (6+1,5) кгс при сжатии до 10 мм |
Симптомы неисправности коробки переключения передач:
Шум в коробке передач
Причина неисправности коробки передач | Способ устранения |
Изношены подшипники | Заменить подшипники |
Повреждение зубьев шестерен | Заменить поврежденные детали |
Изношена рабочая поверхность зубьев шестерен | Заменить поврежденные детали |
Пониженный уровень масла в картере КПП | Долить масло до нормального уровня |
Нарушена соосность коленчатого вала и картера сцепления | Проверить и восстановить соосность |
Симптомы неисправности коробки переключения передач:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Причина неисправности коробки передач | Способ устранения |
Чрезмерный износ сальников | Заменить сальники |
Загрязнен или поврежден сапун | прочистить сапун от загрязнений или заменить |
Нарушена герметичность заглушек и пробок картеров | Восстановить герметичность пробок |
Нарушена герметичность заглушек и пробок фиксатора механизма переключения передач | Восстановить герметичность заглушек и пробок |
Ослаблено крепление деталей передней крышки, переднего и заднего картеров и корпуса рычага переключения | Затянуть болты и гайки креплений |
Повреждение прокладок или наличие вмятин на привалочных поверхностях | Заменить прокладки, зачистить вмятины и притереть привалочные поверхности |
Чрезмерный износ сталебаббитовой втулки заднего картера | Заменить задний картер или запрессовать в него сталебаббитовую втулку и расточить до диаметра 3(+0,015мм) (соосно с отверстием под шариковый подшипник с отклонением не более 0,05 мм) |
Симптомы неисправности коробки переключения передач:
При включении всех передач не передается крутящий момент на карданный вал
Причина неисправности коробки передач | Способ устранения |
Ослаблена посадка шестерни привода промежуточного вала | Заменить промежуточный вал либо с помощью сварки закрепить шестерню на промежуточном валу |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
При включении 2-й, 3-й или 5-й передачи не передается крутящийся момент на карданный вал
Причина неисправности коробки передач | Способ устранения |
Ослаблена посадка шестерни 2-й, 3-й или 5-й передачи на промежуточном валу | Заменить промежуточный вал в сборе либо приварить шестерни 2-й, 3-й или 5-й передачи к промежуточному валу |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Скоростной характеристикой двигателя называется зависимость его эффективной мощности Ре и эффективного крутящего момента Те от угловой частоты вращения коленчатого вала.
Найдем коэффициент приспособляемости двигателя по оборотам Кω
Кω = ωр/ωТ,
где ωр – угловая скорость коленчатого вала при максимальной скорости двигателя;
ωр = (2π*nр) /60
ωр = (2*3,14 * 5000) /60 = 523,3 с-1
ωТ – угловая скорость вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте
ωТ = (2π*nТ) / 60
ωТ = (2*3,14 * 3500) /60 = 366,3 с-1
Кω = 523,3 / 366,3 = 1,43
Найдем коэффициент приспособляемости по моменту КТ
КТ = Теmax / Тр,
где Теmax – максимальный крутящий момент, 181 Н*м
Тр – крутящий момент при максимальной мощности двигателя
Тр = (1000 * Реmax) / ωр
Тр = (1000 * 73,8) / 523,3 = 141,1 Н*м
КТ = 181 / 141,1 = 1,28
Найдем коэффициенты, зависящие от типа конструкции двигателя
а = [КТ * Кω * (2 – Кω) – 1] / [Кω * (2 – Кω) – 1]
a = [1,28 * 1,43 * (2 – 1,43) – 1] / [1,43 * (2 – 1,43) – 1] = 0,23
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
c = [-Кω2 * (КТ – 1)] / [Кω * (2 – Кω) – 1] = [2,0449 * 0,28] / [1,43 * (2 – 1,43) – 1] = 3,1
Проверка:
a+b+c = 1
0,23 + 4,33 + 3,1 = 7,66
7,66 ≠ 1
a + 2b – 3c = 0
0,23 + 2* 4,33 – 3* 3,1 = -0,41
-0.41 ≠ 0
В связи с тем, что коэффициенты a,b,c не соответствуют требованиям данного двигателя, принимаем следующие значения данных коэффициентов:
a = 0…0,3; b = 2,7…3; c = 1,7…2
Примем а = 0,1
b = 3 – 2 * a = 3 – 2 * 0,1 = 2,8
c = 2 – a = 2 – 0,1 = 1,9
Рассчитываем мощность Рерасч при разных угловых скоростях коленчатого вала ωe
Рерасч = Реmax * [a * (ωe / ωp) + b * (ωe / ωp)2 – c * (ωe / ωp)3],
где Реmax – максимальная эффективная мощность двигателя, Реmax = 73,8 кВт
Ре(80)расч = 73,8 * [0,1 * (80 / 523,3) + 2,8 * (80 / 523,3)2 – 1,9 * (80 / 523,3)3] = 4,8 кВт
Ре(180)расч = 73,8 * [0,1 * (180 / 523,3) + 2,8 * (180 / 523,3)2 – 1,9 * (180 / 523,3)3] = 21,7 кВт
Ре(260)расч = 73,8 * [0,1 * (260 / 523,3) + 2,8 * (260 / 523,3)2 – 1,9 * (260 / 523,3)3] = 36,9 кВт
Ре(340)расч = 73,8 * [0,1 * (340 / 523,3) + 2,8 * (340 / 523,3)2 – 1,9 * (340 / 523,3)3] = 54,6 кВт
Ре(420)расч = 73,8 * [0,1 * (420 / 523,3) + 2,8 * (420 / 523,3)2 – 1,9 * (420 / 523,3)3] = 66,4 кВт
Ре(500)расч = 73,8 * [0,1 * (500 / 523,3) + 2,8 * (500 / 523,3)2 – 1,9 * (500 / 523,3)3] = 73,8 кВт
Рассчитываем истинную мощность Ре с учетом коэффициента стендовых потерь Кс и коэффициента подкапотных потерь КП
Кс = 0,96
КП = 0,96
Ре = Рерасч * Кс * КП
Ре(80) = 4,8 * 0,96 * 0,96 = 4,4 кВт
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Ре(180) = 21,7 * 0,96 * 0,96 = 20 кВт
Ре(260) = 36,9 * 0,96 * 0,96 = 34 кВт
Ре(340) = 54,6 * 0,96 * 0,96 = 50,3 кВтРе(420) = 66,4 * 0,96 * 0,96 = 61,2 кВт
Ре(500) = 73,8 * 0,96 * 0,96 = 68 кВт
Р
Терасч = (1000 * Рерасч) / ωе, Н*м,
где ωе – угловая частота вращения коленчатого вала, с-1
Те(80)расч = (1000 * 4,8) / 80 = 60 H*м
Те(180)расч = (1000 * 21,7) / 180 = 120,6 H*м
Те(260)расч = (1000 * 36,9) / 260 = 141,9 H*м
Те(340)расч = (1000 * 54,6) / 340 = 160,6 H*м
Те(420)расч = (1000 * 66,4) / 420 = 158,1 H*м
Те(500)расч = (1000 * 73,8) / 500 = 147,6 H*м
Рассчитаем истинный момент Те с учетом коэффициента стендовых потерь Кс и коэффициента подкапотных потерь КП
Кс = 0,96
КП = 0,96
Те = Терасч * Кс * КП
Те(80) = 60 * 0,96 * 0,96 = 55,3 Н * м
Те(180) = 120,6 * 0,96 * 0,96 = 111,1 Н * м
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Те(260) = 141,9 * 0,96 * 0,96 = 130,8 Н * м
Те(340) = 160,6 * 0,96 * 0,96 = 148 Н * м
Те(420) = 158,1 * 0,96 * 0,96 = 145,7 Н * м
Те(500) = 147,6 * 0,96 * 0,96 = 136 Н * м
Все значения результатов заносятся в таблицу 1.
Таблица 1
Значение мощности и крутящего момента двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала
ωе, с-1 | ||||||
Рерасч, кВт | 4,8 | 21,7 | 36,9 | 54,6 | 66,4 | 73,8 |
Терасч, Н * м | 120,6 | 141,9 | 160,6 | 158,1 | 147,6 | |
Ре, кВт | 4,4 | 50,3 | 61,2 | |||
Те, Н * м | 55,3 | 111,1 | 130,8 | 145,7 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Разраб. |
Барабанов А. |
Провер. |
Носаков В.Н. |
Реценз. |
Н. Контр. |
Утверд. |
Внешняя скоростная характеристика автомобиля |
Лит. |
Листов |
НГПУ |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Тяговой характеристикой автомобиля называется графическое изображение уравнения тягового баланса в координатах FT – скорость автомобиля Va.
Тяговой силой называется отношение крутящего момента на полуосях к радиусу ведущих колес автомобиля.
FT = Те * iк.п. * iг.п. * ηтр / rд,
где Те – момент двигателя, Н * м;
iк.п. – передаточное число коробки передач;
iг.п – передаточное число главной передачи;
ηтр – коэффициент полезного действия трансмиссии. Примем ηтр = 0,91;
rд – динамический радиус качения, м
Шины – 185/75 R16,
где 185 – ширина профиля шины (Вш)
Δш – коэффициент высоты профиля шины, Δш = 75% = 0,75
Найдем высоту профиля шины Нш
Нш = Вш * Δш, мм
Нш = 185 * 0,75 = 138, 75 мм
Рассчитаем статический радиус rc
rc = 0,5 * d * λz * Hш,
где λz – коэффициент деформации шины. Примем λz = 0,83
rc = 0,5 * d * λz * Вш * Δш, м
rc = 0,5 * 16 * 25,4 + 0,83 * 185 * 0,75 = 318,4 мм = 0,318 м
Рассчитаем тяговую силу для I передачи:
FT1(80) = (55,3 * 4,05 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 3,29 кН
FT1(180) = (111,1 * 4,05 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 6,6 кН
FT1(260) = (130,8 * 4,05 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 7,77 кН
FT1(340) = (148 * 4,05 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 8,79 кН
FT1(420) = (145,7 * 4,05 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 8,65 кН
FT1(500) = (136 * 4,05 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 8,08 кН
Рассчитаем тяговую силу для II передачи:
FT2(80) = (55,3 * 2,34 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 1,9 кН
FT2(180) = (111,1 * 2,34 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 3,81 кН
FT2(260) = (130,8 * 2,34 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 4,49 кН
FT2(340) = (148 * 2,34 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 5,08 кН
FT2(420) = (145,7 * 2,34 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 5 кН
FT2(500) = (136 * 2,34 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 4,67 кН
Рассчитываем тяговую силу для III передачи:
FT3(80) = (55,3 * 1,395 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 1,13 кН
FT3(180) = (111,1 * 1,395 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 2,27 кН
FT3(260) = (130,8 * 1,395 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 2,68 кН
FT3(340) = (148 * 1,395 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 3,03 кН
FT3(420) = (145,7 * 1,395 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 2,98 кН
FT3(500) = (136 * 1,395 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 2,78 кН
Рассчитаем тяговую силу для IV передачи:
FT4(80) = (55,3 * 1 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 0,81 кН
FT4(180) = (111,1 * 1 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 1,63 кН
FT4(260) = (130,8 * 1 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 1,92 кН
FT4(340) = (148 * 1 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 2,17 кН
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
FT4(420) = (145,7 * 1 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 2,14 кН
FT4(500) = (136 * 1 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 2 кН
Рассчитаем тяговую силу для V передачи:
FT5(80) = (55,3 * 0,849 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 0,69 кН
FT5(180) = (111,1 * 0,849 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 1,38 кН
FT5(260) = (130,8 * 0,849 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 1,63 кН
FT5(340) = (148 * 0,849 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 1,84 кН
FT5(420) = (145,7 * 0,849 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 1,81 кН
FT5(500) = (136 * 0,849 * 5,125 * 0,91) / 0,318 = 1,69 кН
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Определим скорость движения автомобиля Va
Va = (ωe * rk) / (iк.п. * iг.п.)
rk = rc
Вычисляем скорость движения автомобиля для I передачи
Va1(80) = (80 * 0,318) / (4,05 * 5,125) = 1,23 м/с
Va1(180) = (180 * 0,318) / (4,05 * 5,125) = 2,76 м/с
Va1(260) = (260 * 0,318) / (4,05 * 5,125) = 3,98 м/с
Va1(340) = (340 * 0,318) / (4,05 * 5,125) = 5,21 м/с
Va1(420) = (420 * 0,318) / (4,05 * 5,125) = 6,43 м/с
Va1(500) = (500 * 0,318) / (4,05 * 5,125) = 7,66 м/с
Вычисляем скорость движения автомобиля для II передачи
Va2(80) = (80 * 0,318) / (2,34* 5,125) = 2,12 м/с
Va2(180) = (180 * 0,318) / (2,34* 5,125) = 4,77 м/с
Va2(260) = (260 * 0,318) / (2,34 * 5,125) = 6,89 м/с
Va2(340) = (340 * 0,318) / (2,34 * 5,125) = 9,02 м/с
Va2(420) = (420 * 0,318) / (2,34 * 5,125) = 11,14 м/с
Va2(500) = (500 * 0,318) / (2,34 * 5,125) = 13,26 м/с
Вычисляем скорость движения автомобиля для III передачи
Va3(80) = (80 * 0,318) / (1,395 * 5,125) = 3,56 м/с
Va3(180) = (180 * 0,318) / (1,395 * 5,125) = 8,01 м/с
Va3(260) = (260 * 0,318) / (1,395 * 5,125) = 11,56 м/с
Va3(340) = (340 * 0,318) / (1,395 * 5,125) = 15,12 м/с
Va3(420) = (420 * 0,318) / (1,395 * 5,125) = 18,68 м/с
Va3(500) = (500 * 0,318) / (1,395 * 5,125) = 22,24 м/с
Вычисляем скорость движения автомобиля для IV передачи
Va4(80) = (80 * 0,318) / (1 * 5,125) = 4,96 м/с
Va4(180) = (180 * 0,318) / (1 * 5,125) = 11,17 м/с
Va4(260) = (260 * 0,318) / (1 * 5,125) = 16,13 м/с
Va4(340) = (340 * 0,318) / (1 * 5,125) = 21,1 м/с
Va4(420) = (420 * 0,318) / (1 * 5,125) = 26,06 м/с
Va4(500) = (500 * 0,318) / (1 * 5,125) = 31,02 м/с
Вычисляем скорость движения автомобиля для V передачи
Va5(80) = (80 * 0,318) / (0,849 * 5,125) = 5,85 м/с
Va5(180) = (180 * 0,318) / (0,849 * 5,125) = 13,16 м/с
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Va5(260) = (260 * 0,318) / (0,849 * 5,125) = 19 м/с
Va5(340) = (340 * 0,318) / (0,849 * 5,125) = 24,85 м/с
Va5(420) = (420 * 0,318) / (0,849 * 5,125) = 30,7 м/с
Va5(500) = (500 * 0,318) / (0,849 * 5,125) = 35,85 м/с
Определяем силу сопротивления качению Ff
Ff = f * Ga,
где f - коэффициент сопротивления качению;
Ga – сила тяжести (вес автомобиля), кН
Ga = Мгр * g;
Мгр = 3250 кг
Ga = 3250 * 9,81 = 31883 Н = 32 кН
Коэффициент сопротивления качению f с ростом скорости движения автомобиля увеличивается, при этом увеличение происходит после достижения скорости 60 – 80 км/ч. Для учета этой зависимости используем формулу
f = f0 * (1 + F * Va2),
где f0 – коэффициент сопротивления качению при малых скоростях. Примем f0 = 0,009;
А – коэффициент, учитывающий влияние скорости движения. Примем А = 0,0004;
Va – скорость движения автомобиля
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
f(80) = 0,009 * (1 + 0,0004 * 5,852) = 0,009
f(180) = 0,009 * (1 + 0,0004 * 13,162) = 0,009
f(260) = 0,009 * (1 + 0,0004 * 192) = 0,01
f(340) = 0,009 * (1 + 0,0004 * 24,852) = 0,011
f(420) = 0,009 * (1 + 0,0004 * 30,72) = 0,012
f(500) = 0,009 * (1 + 0,0004 * 35,852) = 0,013
C увеличением скорости коэффициент сопротивления качению и сила сопротивления качению увеличиваются.
Силу сопротивления качению рассчитываем по формуле
Ff = f * Ga, H
Ff(80) = 0,009 * 32 = 0,29 kH
Ff(180) = 0,009 * 32 = 0,29 kH
Ff(260) = 0,010 * 32 = 0,32 kH
Ff(340) = 0,011 * 32 = 0,35 kH
Ff(420) = 0,012 * 32 = 0,38 kH
Ff(500) = 0,013 * 32 = 0,42 kH
Рассчитываем полную аэродинамическую силу на V передачи
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Fwx = 0,5 * Cx * ρB * Ax * Va2,
где Сх – коэффициент обтекаемости автомобиля. Примем Сх = 0,5;
ρB – плотность воздуха, ρB = 1,225 кг/м3;
Ах – площадь наибольшего поперечного сечения автомобиля
Ах = αП * Вг * Нг, м2
αП – коэффициент полноты сечения. Примем αП = 0,76;
Вг – ширина автомобиля. Вг = 1,966 м;
Нг – высота автомобиля. Нг = 2,2 м
Ах = 0,76 * 1,966 * 2,2 = 3,29 м2
Fwx(80) = 0,5 * 0,5 * 1,225 * 3,29 * 5,852 = 0,03 кН
Fwx(180) = 0,5 * 0,5 * 1,225 * 3,29 * 13,162 = 0,17 кН
Fwx(260) = 0,5 * 0,5 * 1,225 * 3,29 * 192 = 0,36 кН
Fwx(340) = 0,5 * 0,5 * 1,225 * 3,29 * 24,852 = 0,62 кН
Fwx(420) = 0,5 * 0,5 * 1,225 * 3,29 * 30,72 = 0,95 кН
Fwx(500) = 0,5 * 0,5 * 1,225 * 3,29 * 35,852 = 1,29 кН
Все полученные значения заносятся в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты расчетов тяговой характеристики и сил суммарного сопротивления движению автомобиля ГАЗ 3221
ωе, с-1 | ||||||
FT1, kH | 3,29 | 6,6 | 7,77 | 8,79 | 8,65 | 8,08 |
FT2, kH | 1,9 | 3,81 | 4,49 | 5,08 | 4,67 | |
FT3, kH | 1,13 | 2,27 | 2,68 | 3,03 | 2,98 | 2,78 |
FT4, kH | 0,81 | 1,63 | 1,92 | 2,17 | 2,14 | |
FT5, kH | 0,69 | 1,38 | 1,63 | 1,84 | 1,81 | 1,69 |
Va1, м/с | 1,23 | 2,76 | 3,98 | 5,21 | 6,43 | 7,66 |
Va2, м/с | 2,12 | 4,77 | 6,89 | 9,02 | 11,14 | 13,26 |
Va3, м/с | 3,56 | 8,01 | 11,56 | 15,12 | 18,68 | 22,24 |
Va4, м/с | 4,96 | 11,17 | 16,13 | 21,1 | 26,06 | 31,02 |
Va5, м/с | 5,85 | 13,16 | 24,85 | 30,7 | 35,85 | |
f | 0,009 | 0,009 | 0,010 | 0,011 | 0,012 | 0,013 |
Ff, kH | 0,29 | 0,29 | 0,32 | 0,35 | 0,38 | 0,42 |
Fwx, kH | 0,03 | 0,17 | 0,36 | 0,62 | 0,95 | 1,29 |
Ff + Fwx, kH | 0,32 | 0,46 | 0,68 | 0,97 | 1,33 | 1,71 |
Конечным итогом является построение тяговой характеристики автомобиля, она строится в зависимости от тяговой силы на каждой передаче и скорости движения автомобиля. Также на этом графике наносятся суммарные силы сопротивления движению на пятой передаче.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ГАЗ 3221 |
Разраб. |
Барабанов А |
Провер. |
Носаков В.Н. |
Ре
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
|